Стройка. Ремонт. Самоделки

Слышат ли нас мертвые доводы. Можно ли сказать, что мертвые нас слышат

Одна сестра спросила о том слышат ли нас умершие...
Мой отец скончался две недели назад. Я хотела бы знать: слышит ли он нас и то что мы говорим ему, когда наша семья приходит к нему на могилу? Если нет, то можно ли сделать так, чтобы он слышал нас? Прошу вас ответить как можно быстрее, так как я надеюсь, что это поможет унять мою боль.
Хвала Аллаху
Основа в том, что мертвые не слышат живых, согласно словам Аллаха:
وما أنت بمسمع من في القبور
إنك لا تُسمع الموتى
«Ты не заставишь слышать мертвецов» (Муравьи 27:80)
Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к мертвым куффарам после битвы при Бадре, Аллах дал им возможность слышать его слова, хотя они были похоронены на дне колодца. Ученые (да смилуется над ними Аллах) отметили, что это был особый случай. См. «Аль-Айят аль-Байинат фи адам Сама’а аль-Амват».
С психологической точки зрения, ваше желание, чтобы отец слышал вас, является попыткой возобновить прерванное между вами общение и тем самым смягчить боль разлуки. Сестра, Ислам указал на действия, которые живой может совершить во благо мертвого и которые дойдут до него в могиле. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведного ребенка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него» (ат-Тирмизи, 1376; он же назвал хадис достоверным и хорошим).
Самую большую пользу после смерти и в могиле приносит мольба: молитесь за своего отца, просите прощения и милости для него, просите Рая и спасения от Огня, а также читайте другие хорошие дуа.
Мольба детей о прощении их усопших родителей приносит великую пользу. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, мусульманина будут возвышать степенью в Раю, и он спросит: “За что мне это?” Ему ответят: “Твой ребёнок испрашивал для тебя прощения”». Ибн Маджа, 3660; «Сахих аль-Джами», 1617.
Также пользу умершему приносит милостыня, поданная от его имени. Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Один человек сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Моя мать внезапно умерла, но я думаю, что если бы она могла говорить, то раздавала бы милостыню. Получит ли она награду, если за неё это сделаю я?”. Он сказал: “Да”». Аль-Бухари, 1388.
Передается от Ибн Аббаса (да будет Аллах доволен ими обоими), что мать Са’ада ибн Убады (да будет Аллах доволен ими обоими) умерла, когда он отсутствовал дома. Он сказал: «О Посланник Аллаха, моя мать умерла, а я далеко от нее. Получит ли она награду, если я раздам милостыню от ее лица?». Он ответил: «Да». Тогда Са’ад сказал: «Будь же свидетелем, что я отдаю свой плодородный сад в качестве милостыни от нее». Аль-Бухари, 2756.
Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что один человек сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Мой отец умер и у него остались деньги. Он не оставил завещания. Будет ли искуплением его грехов, если я отдам их часть в качестве милостыни от него?» Он ответил: «Да». Передал ан-Насаи.
Передается, что Са’ад ибн Убада (да будет Аллах доволен ими обоими) сказал: «Я сказал: «О Посланник Аллаха, моя мать умерла. Следует ли мне дать милостыню от нее?». Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Да». Я спросил: «Какая же милостыня будет наилучшей?». Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Вода». Хадис передал ан-Насаи.
Хадж и умра за умершего также могут принести ему пользу с условием, что тот, кто намеревается сделать это, уже совершал хадж или умру за себя самого.
Сообщается от Абдуллы ибн Бурайды (да будет Аллах доволен ими обоими), что его отец сказал: «Как-то раз, когда я сидел с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), к нему подошла женщина и сказала: «Я отдала своей матери рабыню в качестве милостыни и теперь моя мать умерла». Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ты уже получила награду и право наследования возвращает твой подарок обратно (тебе)». Она сказала: «О Посланник Аллаха, она должна возместить один месяц поста, могу ли я поститься за нее?». Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Постись за нее». Она сказала: «Моя мать никогда не совершала хадж, могу ли я сделать это за нее?». Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Соверши хадж за нее». Передал Муслим, 1149.
Этот хадис показывает, что дозволено поститься за умершего.
Еще одним деянием, которое приносит пользу мертвым, является исполнение данных ими клятв. Сообщается от Ибн Аббаса (да будет Аллах доволен ими обоими), что однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришла женщина и сказала: «Моя мать поклялась совершить хадж, но умерла, так и не сделав этого. Могу ли я совершить хадж за нее?». Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да, соверши хадж за нее. Если бы у твоей матери был долг, оплатила бы ты его?». Она ответила: «Да». Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда отдай долг Аллаху, ведь клятва Аллаху более всего заслуживает быть исполненной». Аль-Бухари, 7315.
Если человек совершает жертвоприношение и часть его посвящает умершему, то это тоже может принести ему пользу. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал жертвоприношение, он говорил: «Во имя Аллаха. О Аллах, это от Мухаммада и семьи Мухаммада». Передал Муслим, 1967. Семья Мухаммада включала в себя как живых, так и мертвых.
Следует отметить, сестра, что если вы будете усердно молиться за своего отца, то это будет лучше и важнее для вас, и принесет больше пользу умершему, чем мысли о том, слышит он или не слышит. Поэтому займитесь тем, что будет полезно для вас обоих. Вы и ваша семья должны остерегаться нововведений, например, поминания сорока дней или года после смерти, коллективных чтений «Аль-Фатихи», нововведений на могиле и т.п., что часто совершают невежественные люди.
Прошу Аллаха простить вашего отца и смиловаться над ним и всеми скончавшимися мусульманами, воистину, Он Прощающий, Милосердный.

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид

Offline

Offline

Offline

muslim_77 (забанен) писал(а)

«…и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле» (Творец 35:22) إنك لا تُسمع الموتى «Ты не заставишь слышать мертвецов» (Мурав... ваши некоторые доводы противоречат аятам: وما أنت بمسمع من في القبور
«…и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле» (Творец 35:22)
إنك لا تُسمع الموتى

Offline

Offline

Offline

muslim_77 (забанен) писал(а)

ваши некоторые доводы противоречат аятам: وما أنت بمسمع من في القبور
«…и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле» (Творец 35:22)
إنك لا تُسمع الموتى
«Ты не заставишь слышать мертвецов» (Муравьи 27:80) и это слова Аллаха. а также противоречит хадису Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведного ребенка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него» (ат-Тирмизи, 1376; он же назвал хадис достоверным и хорошим). все знают прекрасно, что после смерти человеку предстоит отчёт, но не мольба, не покаяние, не дуъа - это удел живых. или же вы вычеркните это и оставите без внимания?

Offline

muslim_77 (забанен) писал(а)

ваши некоторые доводы противоречат аятам: وما أنت بمسمع من في القبور «…и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле» (Творец 35:22) إنك لا تُسمع الموتى «Ты не заставишь слышать мертвецов» (Мурав... ваши некоторые доводы противоречат аятам: وما أنت بمسمع من في القبور
«…и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле» (Творец 35:22)
إنك لا تُسمع الموتى
«Ты не заставишь слышать мертвецов» (Муравьи 27:80) и это слова Аллаха. а также противоречит хадису Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведного ребенка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него» (ат-Тирмизи, 1376; он же назвал хадис достоверным и хорошим). все знают прекрасно, что после смерти человеку предстоит отчёт, но не мольба, не покаяние, не дуъа - это удел живых. или же вы вычеркните это и оставите без внимания?

Offline

Offline

Offline

muslim_77 (забанен) писал(а)











1. Те, кто слышит.
2. Мертвые.






































Ответ:


















Ответ:


















Offline

muslim_77 (забанен) писал(а)

Всевышний сказал: "Воистину, ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать призыв, когда они обращаются вспять" Ар-Рум, 52. Имам из числа великих Таби"инов - Мукъатиль ибн Сулейман... Всевышний сказал: "Воистину, ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать призыв, когда они обращаются вспять" Ар-Рум, 52.
Имам из числа великих Таби"инов - Мукъатиль ибн Сулейман (умер 150 г.х.) в своем Тафсире сказал: "Воистину, ты не заставишь слышать мертвецов" - т.е. воззвание, Он сравнил неверных с мертвецами, говорит: как не слышит мертвец воззвание, так же и неверные не слышат веру и не внимают. Потом сказал: "и не заставишь глухих услышать призыв, когда они обращаются вспять" и сравнил также с глухим, который бросился вспять". См. Тафсир Мукъатиль, 3/50 .
Имам ат-Табари (224-310 г.х.) в толкование этого Аята сказал: "Воистину, ты - о, Мухаммад! - "не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать призыв, когда они обращаются вспять" - говорит (Аллах о том что): ты не можешь дать им слух, при помощи которого они смогли бы понимать то, что ты им говоришь. Этот пример с (таким) уроком: заставить уяснить тех многобожников, которым Аллах запечатал их слух и которых лишил понимания читаемых им увещеваний - тебе не под силу это равносильно тому, как ты не можешь уяснить мертвецам, - лишенных Аллахом слуха, - даровав этим мертвецам слух. Сказанному нами подобны слова толкователей (Корана)" После этого, перечисляя тех, кому принадлежит это мнение привел иснад от Къатады, сказавшего: Это пример, приведенный Аллахом для неверующих: как не слышит призыв мертвый, подобно этому не слушает его и неверующий. "И не заставишь глухих услышать призыв, когда они обращаются вспять" - как если глухой бросится в бегство, а ты его позовешь - он не услышит, точно так же неверный не слушает и не извлекает пользу из того, что слышит" См. Тафсир Ат-Табари, 20/117 .
Имам Ас-Самарканди (умер 375 г.х.) сказал: "Он уподобил неверующих мертвецам: как мертвецы не слышат зова, а так же не могут ответить на него, так же и неверные не слушают его, когда их призывают к вере" См. Бахруль-"улюм, 3/365.
Ибн Аби Заманин аль-Малики (324-399 г.х.) в своем тафсире (4/29) сказал: "То есть: ты не можешь заставить слышать неверующих, слышать и принимать, так же как и те, кто в могилах не слышат".
Имам Аш-Шаукани сказал в толкование Аята: "Как ты не можешь заставить слышать того, кто умер сам, - так же ты не можешь заставить слышать того, чье сердце умерло" См. Фатхуль-къадир, 4/486 .
Это установленная основа, что мертвые не слышат. Однако, работать с доводами и пониманием праведных предшественников следует не как попало, а согласно установленным и признанным правилам. И известно из Усуль-фикх, что "Работа по обобщенному доводу обязательна соответственно - по его обобщенности, кроме как если есть довод, исключающий некоторые части общего". См. Шарх усуль ас-сунна, 2/16.
Потому что если пришел текст Корана или Сунны является обязательным принимать то, на что они указывают, кроме как если пришел другой исключающий довод, и невозможно продолжать работать по этой обобщенности. Это правило использовалось и сахабами, как передается от некоторых из них, а так же табиинами и учеными, которые были после них. Поэтому когда установлено, что в общем мертвые не слышат, стало обязательным следовать этому, а в тех частных случаях, о которых пришли достоверные доводы в двух сборниках и др. - исключать из общего правила. Как, например, известно, что мертвый после того как его закопали слышит шаги уходящих людей и некоторые другие частные доводы - являются исключением. Одно из них - Хадис от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) о том, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал убитым многобожникам в день битвы при Бадре: "Нашли ли вы истиной то, что обещал вам ваш Господь?" а когда Умар (да будет доволен им Аллах) спросил: "О посланник Аллаха, ты разговариваешь с людьми, которые сгнили?" Он ответил: "Вы слышите мои слова не лучше, чем они!" (Аль-Бухари, Муслим)
Къатада сказал: "Аллах оживил их для того, чтобы они услышали его слова в качестве порицания, унижения, отмщения, с горечью и сожалением" (Сахих аль-Бухари, 3679)
Слова Къатады указывают на то, что для появления у них слуха необходимо возвращение к ним жизни, как сказал Ибн Раджаб аль-Ханбали: "Слова Къатады о людях колодца (Бадра) являются доводом на то, что мертвец не слышит слов, кроме как при возвращении души в его тело, как это пришло прямо в длинном Хадисе передаваемом аль-Бара ибн Азимом от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)". См. Ахуалю аль-къубур, 1/132.
Ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал: "Сказал (Абдуль-Уахид) Ибну-т-Тин (умер 611 г.х.): нет противоречия между хадисом Ибн Умара и Аятом. Потому что мертвецы не могут слышать, в этом нет сомнений, однако если Аллах захочет дать слух тому, кто обычно лишен слуха, то этому нет преград". См. Фатхуль-Бари, 3/235
Сказал Тафтазани (умер в 749 г хиджры): "Что же касается слов Всевышнего из суры Фатыр, 22 аят: "И ты не заставишь слышать тех, кто в могилах", то это уподобление состояния кафиров состоянию мертвых, и нет разногласий в том, что мертвый не слышит". См. "Шарх аль-макасид", 2-220
я не сопрю, что это все саляфитские учёные...
1. Сказал Всевышний: «Отвечают только те, кто слышит. А мертвых Аллах воскресит, после чего они будут возвращены к Нему» (6:36).
Как видно из этого аята, Всевышний выделил две категории людей:
1. Те, кто слышит.
2. Мертвые.
И если бы мертвые были из тех, кто слышит, то это деление было бы неправильным.
2. Сказал Всевышний: «Ты не заставишь слышать мертвых и не заставишь глухих услышать зов, когда они обращаются вспять» (27:80).
Все толкователи Корана сошлись на том, что под мертвыми и глухими в данном аяте имеются ввиду живые неверующие. Всевышний сравнил их с мертвыми и глухими, так как они, словно мертвые и глухие, не отвечают на призыв к единобожию. Ведь если обращаться к мертвому и глухому и призывать его к чему-либо, то он не ответит тебе, так как не слышит и не понимает тебя. Поэтому в одном из аятов Всевышний сказал: «Воистину, неверующим безразлично, предостерег ты их или не предостерег. Они все равно не уверуют. Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – покрывало. Им уготованы великие мучения» (2:6-7).
Исходя из этого, суфии-кубуриты ответили на приведенный довод тем, что в этом аяте под мертвыми и глухими не подразумеваются мертвые праведники в могилах, а имеются ввиду неверующие, которые в своем непонимании призыва подобны мертвым и глухим.
Ответом на их утверждение будет следующее:
1. Аят несет общий смысл и ничто не мешает понять его в прямом смысле.
2. Если мы говорим, что речь в этом аяте идет о неверующих, которых Всевышний сравнил с мертвыми и глухими, то это является еще более сильным доводом в нашем вопросе. Если мы скажем: «Ахмад в своей храбрости подобен льву», что мы понимаем из этого сравнения? Понимаем мы из этого то, что лев храбрее Ахмада, а иначе не было бы смысла сравнивать Ахмада со львом. Точно также, если мы говорим: «Неверующие не понимают и не слышат обращения подобно мертвым», то что мы понимаем из этого сравнения? Понимаем мы из этого две вещи:
1. Что мертвые в своей неспособности слышать и понимать превосходят неверующих, а иначе, если бы мертвые могли слышать, не было бы смысла сравнивать неверующих с ними.
2. Из этого сравнения мы понимаем, что неспособность мертвых слышать является абсолютной аксиомой у людей, ведь если бы люди, которым ниспосылался Коран не были уверены в том, что мертвые не слышат, не было бы смысла приводить им это сомнительное сравнение.
Поэтому один из имамов ханафитского мазхаба – имам аль-Джанжухи (1323 г/х), комментируя этот аят, сказал: «Здесь Всевышний сравнил неверующих с мертвыми в том, что они не слышат. Отсюда мы понимаем, что мертвые не слышат, а иначе сравнение было бы неправильным».
Также, в этом аяте проведена тонкая грань между мертвыми и глухими. Заключается она в том, что говоря про мертвых, Аллах не добавил к этому ничего, а говоря о глухих, сказал: «И не заставишь глухих услышать зов, когда они обращаются вспять». Зачем Всевышний обговорил неспособность глухих услышать зов тем, что это только в том случае, если они обратятся вспять, то есть уйдут на далекое расстояние?! Ведь глухой не слышит, вне зависимости от того, далеко он находится или близко. Это потому что если глухой во время обращения будет находиться поблизости, то он может понять суть призыва по движениям рук и мимике лица, а если уйдет далеко, то этих движений и мимики он не увидит. Исходя из этого, становится понятно, что мертвый в своей неспособности слышать и понимать превосходит глухого, так как мертвый, в отличие от глухого, и не слышит и не видит.
Эту тонкую грань разъяснил один из ханафитских имамов – имам ан-Насафи (710 г/х) в своей книге «аль-Мадарик».
3. Сказал Аллах: «Не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле» (35:22).
Комментируя этот аят ханафитский имам ат-Тафтазани (792 г/х) сказал: «В этом аяте Всевышний сравнил неверующих с мертвыми. И нет никаких разногласий в том, что мертвый не слышит».«Шарх уль-Макасид» 5/116.
Слова этого ханафитского имама приводят нас к удивительному выводу. Несмотря на то, что нет никаких разногласий, что мертвые не слышат, суфии-кубуриты, которые причисляют себя к ханафитскому мазхабу, почему-то во все горло пытаются отстоять ложное мнение о том, что мертвые слышат, причем лучше живых, более того так, что обратиться к ним более полезно, чем обратиться к Аллаху.
4. Сказал Аллах: «Он удлиняет день за счет ночи и удлиняет ночь за счет дня. Он подчинил солнце и луну, и они движутся к назначенному сроку. Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведует тебе так, как Ведающий» (35:13-14).
Суфии ответили на этот довод тем, что в этом аяте речь идет о камнях, идолах и истуканах, которым поклонялись многобожники времен невежества, взывая к ним. Однако, ответом на это будет то, что выражение: «А те, к кому вы взываете» говорит о том, что они взывали к разумным существам, так как если бы речь шла о камнях и истуканах, то Всевышний сказал бы: «А то, к чему вы взываете». А также выражение: «Они отвергнут ваше поклонение» говорит о том, что те пророки, ангелы и праведники, к которым взывали многобожники, после того, как воскреснут в Судный День и узнают, что эти язычники поклонялись им помимо Аллаха, отвергнут их поклонение. Что же касается камней и истуканов, то, как известно из религиозных контекстов, они не будут воскрешены в Судный День, так как они не описываются качествами «жизнь» и «смерть».
Поэтому в подобных же аятах Всевышний сказал: «В тот день Он соберет их всех, а затем скажет ангелам: «Это они поклонялись вам?» Они скажут: «Пречист Ты! Ты – наш Покровитель, а не они. Они поклонялись джиннам, и большинство их веровало именно в них» (34:40-41).
А также: «Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?» Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты – Ведающий сокровенное» (5:116).
А также: «В тот день Он соберет их и тех, кому они поклонялись вместо Аллаха, и скажет: «Это вы ввели в заблуждение этих Моих рабов, или же они сами сбились с пути?» Они скажут: «Пречист Ты! Не подобало нам брать покровителей и помощников вместо Тебя. Однако, Ты позволил им и их отцам пользоваться благами, так что они забыли Напоминание. Они были пропащим народом». Они опровергли то, что вы говорите, и вы не можете ни отвратить наказание, ни помочь себе. Тем из вас, кто поступал несправедливо, Мы дадим вкусить великие мучения» (25:17-19).
Также, в приведенном нами аяте, довод на то, что если бы даже эти умершие праведники (аулия) были способны услышать речь и обращения людей, то не смогли бы ответить на эти обращения. Это потому что способность слышать не несет за собой способности отвечать.
Поэтому, ханафитский имам аль-Алюси сказал: «А если бы даже услышали» - т.е. если даже представить такое – «то не ответили бы вам», потому что мертвые не наделены способностью разговора, а наличие слуха еще не говорит о способности отвечать». «Рух уль-Ма’ани» 22/182.
5. Сказал Аллах: «Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?! А когда люди будут собраны, они станут их врагами и будут отвергать их поклонение» (46: 5-6).
6. Сказал Аллах: «Или над тем, кто проходил мимо селения, разрушенного до основания? Он сказал: «Как Аллах воскресит это после того, как все это умерло?» Аллах умертвил его на сто лет, а затем оживил и сказал: «Сколько ты пробыл здесь?» Он сказал: «Я пробыл день или часть дня». Он сказал: «Нет, ты пробыл сто лет. Посмотри на свою еду и воду: они даже не изменились. И посмотри на своего осла. Мы непременно сделаем тебя знамением для людей. Посмотри же, как Мы соберем кости, а затем покроем их мясом». Когда это было показано ему, он сказал: «Я знаю, что Аллах способен на всякую вещь» (2:259).
Сказал ханафитский имам аль-Финжифири: «Это был пророк ‘Узейр. Всевышний умертвил его, чтобы он увидел то, как Всевышний оживляет мертвых. Он пролежал на лице земли непохороненным сотню лет. Затем Аллах оживил его и спросил: «Сколько ты пробыл в этом состоянии?» на что ‘Узейр в сомнениях предположил: «День или часть дня». И не знал он, что пролежал он так сотню лет. Это говорит о том, что этот великий пророк не чувствовал смены дня и ночи и того, как сменяются поколения... Поэтому это событие является доводом на то, что мертвые не слышат, вместе с тем, что он был на поверхности земли и не был похоронен в землю. Также это событие является доводом на то, что души пророков не находятся в их телах после смерти, и то, что смерть их – смерть настоящая, и что жизнь их в могиле – жизнь потусторонняя, а не обычная, телесная»«Джауахир уль-Куран» 1/127.
Исходя из этой истории, мы понимаем, что умершие пророки ничего не слышат и не знают о том, что происходит в этом мире. Это касательно пророков, не говоря уже об обычных праведниках. Если же кто-то все-таки предположит то, что праведники отличаются в этих способностях от пророков и все же слышат, видят и знают, что происходит, то пусть почитает следующие Слова Аллаха:
7. Сказал Аллах: «Мы запечатали их уши в пещере на много лет... Таким образом Мы пробудили их для того, чтобы они расспросили друг друга. Один из них сказал: «Сколько вы пробыли здесь?» Они сказали: «Мы пробыли день или часть дня». Они сказали: «Вашему Господу лучше известно о том, сколько вы пробыли. Пошлите одного из вас в город с вашими серебряными монетами. Пусть он посмотрит, какая еда получше, и принесет вам ее поесть. Но пусть он будет осторожен, чтобы никто не догадался о вас... Они провели в пещере триста лет и еще девять. Скажи: «Аллаху лучше знать, сколько они пробыли. У Него – сокровенное небес и земли. Как прекрасно Он видит и слышит! Нет у них покровителя помимо Него, и никто не принимает решений вместе с Ним» (18:11, 19, 25-26).
Эти аяты являются доводом на то, что мертвые не слышат. Это потому что эти юноши не были мертвы, а всего лишь спали глубоким сном, а что сказать о тех, кто умер?!
8. Абу Тальха рассказывал, что в день битвы при Бадре, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал бросить тела двадцати четырех (24) лидеров курайшитов в канаву Бадра. Обычно, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, одерживал победу в сражении, он оставался на поле боя три дня, но после битвы при Бадре собрался к отъезду уже на третий день. Он приказал подготовить его животное, после чего сел на него верхом, тронулся в путь, и за ним последовали его сподвижники. Они сказали друг другу: «Не иначе как произошло что-то важное». Когда же пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проезжал мимо этой канавы, он встал на ее краю и начал обращаться к погибшим курайшитам по их именам и именам их отцов: «О, такой-то, сын такого-то! О, такой-то, сын такого-то! Хотели бы вы сейчас вернуться на этот свет и подчиниться Аллаху и Его посланнику? Поистине, мы нашли то, что обещал нам наш Господь истиной, а вы нашли то, что обещал вам ваш Господь истиной?» Тогда ‘Умар обратился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О, посланник Аллаха! Как же ты обращаешься к телам, лишенным духа?» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в чьей Длани душа Мухаммада, вы слышите то, что я говорю не лучше, чем они». Сказал Катада: «Всевышний оживил их, чтобы они смогли услышать его слова для большего унижения, позора, мести и сожаления» (Хадис достоверный; Бухари 4/1461).
В одном из риваятов: «Сейчас они слышат то, что я говорю» (Риваят достоверный; Бухари 7/242).
В другом риваяте: «О, посланник Аллах! А как же они слышат тебя? И как они тебе ответят, ведь они уже сгнили?» (Риваят достоверный; Муслим 4/2203).
Удивление вызывает логика суфиев-кубуритов, которые приводят этот хадис как довод на то, что мертвые слышат, тогда как этот хадис является явным доводом на то, что мертвые не слышат. Объяснение этого в следующем:
1. Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Сейчас они слышат то, что я говорю» указывают на то, что они слышали его только в этот момент, а иначе нет смысла обговаривать это явление словом «сейчас».
2. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не возразил ‘Умару на его удивление и не сказал ему: «разве ты не знаешь, что мертвые слышат, словно живые?». Напротив, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал понять ‘Умару, что его удивление к месту, но это событие было из раздела чудес.
3. В этом хадисе довод на то, что твердым убеждением сподвижников было то, что они знали, что мертвые не слышат, а, соответственно, никто не может приводить этот хадис как довод на то, что мертвые слышат.
4. Слова Катады указывают на то, что Всевышний оживил их, и в этот момент они не были мертвыми, а, соответственно, никто не может приводить этот хадис как довод на то, что мертвые слышат.
5. Основа, что мертвые не слышат никогда и никого, однако эта история была одним из чудес пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которое заключалось в том, что Всевышний оживил их в этот момент. Именно поэтому Хатыб ат-Тибризи привел этот хадис в своей книге «аль-Мишкат» (№ 5983) в главе «О чудесах».
6. Обращение к неверующим после их гибели – древний обычай пророков, для того, чтобы еще более усилить сожаление и позор этих неверующих.
Сказал Аллах, говоря о пророке Салихе и гибели его народа: «Их поразило землетрясение, и они оказались повергнуты ниц в своих домах. Он отвернулся от них и сказал: «О, мой народ! Я донес до вас послание моего Господа и искренне желал вам добра, но вы не любите тех, кто желает вам добра» (7:78-79), а также о Шу’айбе: «Их постигло землетрясение, и они оказались повергнуты ниц в своих домах. Те, которые сочли Шуейба лжецом, словно никогда не жили там. Те, которые сочли Шуейба лжецом, оказались потерпевшими убыток. Он отвернулся от них и сказал: «О. мой народ! Я донес до вас послания моего Господа и искренне желал вам добра. Как я могу печалиться о неверующих людях?» (7:91-93).
суфии ссылаются на нижеследующие "сильные" хадисы: 1. Анас ибн Малик рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, когда раба Аллаха ложат в могилу и удаляются от него его друзья и он слышит топот их сандалий, приходят к нему два ангела...» (Хадис достоверный; Бухари 1/462-463; Муслим 4/2200-2201).
Их вывод: пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что похороненный слышит стук сандалей уходящих от него людей, соответственно мертвые слышат.
Ответ:
1. Этот же момент разъясняется в хадисе, который приводит имам Ахмад и Абу Дауд от Бара ибн ‘Азиба. В этом хадисе приходит очень важный отрывок: «И тогда возвращается душа в его тело и приходят к нему два ангела...». Из этого отрывка понимается, что в тело захороненного возвращается душа и он уже не входит в число мертвых, и душа в его теле находится до тех пор, пока он не ответит на вопросы этих ангелов. Поэтому этот хадис никоим образом не является доводом в пользу того, что мертвые слышат, наоборот, оговорка о том, что для ответа на вопросы ангелов ему возвращается душа, говорит о том, что если бы душа не была возвращена в его тело, то он не мог бы слышать вопросов ангелов и не мог бы ответить на них.
2. Один из ханафитских ученых ‘Абдуссалям ар-Рустами ответил на этот хадис следующим: «В этом хадисе указание лишь на то, что захороненный слышит топот сандалий. В этом хадисе нет указания на то, что он слышит обращения к нему людей или понимает эти их обращения. Это подобно тому, кто находится под крышей и слышит топот обуви того, кто идет по крыше, но не слышит и не понимает его слов». «ат-Тибьян» с. 140.
3. Также удивление вызывает то, как эти суфии-кубуриты, которые в большинстве своем являются аш’аритами и матуридитами приводят в довод этот хадис. Ведь их убеждения состоят в том, что хадис, который не достиг уровня мутауатир, не может служить доводом в идеологических вопросах, не говоря уже о том случае, когда внешний вывод этого хадиса противоречит явным, многочисленным аятам Корана. Так что же заставило их схватиться за этот хадис и вдруг «позабыть» свои основы?!
Как бы то ни было, этот хадис не противоречит Корану и нет в нем довода на то, что мертвые слышат.
А вся хвала принадлежит одному Аллаху.
2. Абу Хурайра рассказывал, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возвращался с битвы при Ухуде, он встал над могилой Мус’аба ибн ‘Умейра и других сподвижников и сказал: «Я свидетельствую, что они живы у Аллаха Всевышнего, посещайте же их и приветствуйте их миром. Клянусь Тем, в чьей Длани моя душа, кто бы не поприветствовал их миром, они непременно будут отвечать ему до самого Судного Дня» (Хадис отвергаемый; аль-Бейхаки; аль-Хаким).
Этот хадис недостоверен, о чем говорили имамы аз-Захаби, Ибн Ражаб и др. Более того, имам аз-Захаби даже назвал его ложным, хотя слабость этого хадиса и не достигает этого уровня. См. «ад-Да’ифа» 5225.
3. Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и прирветствует, сказал: «Кто бы ни проходил мимо могилы верующего, которого он знал при жизни и поприветствовал его миром, этот умерший узнает его и ответит ему миром» (Хадис отвергаемый; аль-Хатыб в «Тарих» 6/137; см. «ад-Да’ифа» 4493).
Этот хадис по силе не выше предыдущего, в его иснаде ‘Абдуррахман ибн Зейд ибн Аслям – очень слабый передатчик. Хафиз аль-Хаким сказал о нем в «Мадхале» (1/180), что он выдумывал хадисы и передавал их от своего отца. Поэтому сказал имам Ибн Ражаб: «Хадис слабый, более того, отвергаемый». Хадисы подобного уровня слабости не годятся для приведения в довод.
4. Зейд ибн Аслям рассказывал: «Однажды, Абу Хурайра проходил со своим другом мимо могилы и сказал: «Поприветствуй его». Его друг ответил: «Приветствовать миром могилу?» Тогда Абу Хурайра сказал: «Если этот человек видел тебя в этом мире хотя бы раз, то непременно узнает тебя сейчас» (Хадис ложный, выдуманный; ‘Абдурраззак в «Мусаннафе» 6723).
Этот хадис гораздо слабее двух предыдущих, потому что этот хадис не просто слабый, но ложный, так как в его цепочке Яхья ибн аль-’Аля – выдумщик хадисов.
5. Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто бы не поприветствовал меня миром, Аллах непременно вернет мою душу в тело и я отвечу ему» (Хадис хороший; Абу Дауд 1/319; Бейхаки 5/245; Ахмад 2/227; Табарани в «аль-Аусат» 449; см. «ас-Сахиха» 2266).
В этом хадисе нет довода на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, слышит приветствия тех, кто его приветствует, но Всевышний возвращает ему дух и дает возможность пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ответить на приветствие. Исходя из этого хадиса понимается, что дух пророка, да благословит его Аллах и приветствует, у Аллаха, а не в его теле, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не слышит речи людей и не способен им помочь. Все что есть, это то, что ему возвращается дух и он отвечает на приветствие. Как это происходит – неизвестно, так как мир этот - скрытый.
Еще одним доказательством того, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не слышит тех, кто его приветствует и просит за него благословения, является хадис, который рассказывал Абу Хурайра: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не превращайте мою могилу в место постоянных собраний, но просите за меня благословения, поистине, ваши благословения будут донесены до меня где бы вы ни были» (Хадис хороший; Абу Дауд 2042; Ахмад 2/367).
Слова пророка: «будут донесены до меня» явно указывают на то, что сам он этих благословений не слышит.
А что же касается хадиса: «Кто попросит за меня благословения у моей могилы, я услышу его, а кто попросит благословения издали, до меня его донесут», то этот хадис ложный.
В его иснаде Мухаммад ибн Маруан ас-Судди – был лжецом и выдумывал хадисы. Поэтому имам Ибн аль-Джаузи привел этот хадис в своем сборнике ложных хадисов «аль-Мауду’ат» (1/302-303). Также смотри «ад-Да’ифа» № 203.
7. Если мертвые не слышат, тогда зачем приветствовать их при посещении могилы?
Ответ:
Приветствие умерших во время посещения могил словами: «Мир вам, о, верующие обитатели этих мест», совершается не потому что мертвые слышат эти приветствия, но это мольба за них о мире и прощении.
Таким образом, мы привели сомнения суфиев-кубуритов, которыми они пытаются доказать столь важный идеологический вопрос.
Здесь же необходимо отметить, что их убеждения о том, что мертвые слышат, является одним из самых главных столпов их идеологии, на которой они строят все свои последующие действия, как просьба у мертвых, поклонение им, проявление почитания их могил и т.п. Они считают, что вся религия в этом и заключается и не могут представить религию, не связанную с могилами. Мы же спросим их: если вопрос слуха умерших столь важен в религии, тогда почему же нет ни одного аята во всем Коране, подтверждающего то, что они слышат, также, как нет ни одного достоверного, неоспоримого, явного хадиса об этом?! Ведь если бы это было столь важно, и это было бы основой религии, священные контексты были бы переполнены доказательством этого. Это потому что чем более важен вопрос, тем более подробно он освящается в контекстах. Поэтому мы видим сотни и тысячи хадисов об омовении, намазе, хадже, уразе и т.д.
Сказал ханафитский имам Ибн Абиль-’Изз: «Поэтому, чем нужда людей в понимании того или иного вопроса больше, тем контексты относительно этого вопроса явнее, как милость от Аллаха к Своим творениям». «Шарх ‘Акыда Тахауия» с. 93.
После того, как мы выяснили, что ученые и имамы ханафитского мазхаба однозначно высказываются о том, что мертвые не слышат, необходимо привести также имена представителей иных мазхабов, чтобы читатель убедился, что это мнение не ограничено лишь на ханафитах. Но, исходя из того, что приведение высказываний этих ученых слишком удлинит итак затянувшуюся тему, ограничимся лишь приведением их имен и указанием источников, в которых можно найти их слова и высказывания.
Итак, мнение о том, что мертвые не слышат высказали также:
1. Абуль-Уалид Сулейман аль-Бажи (474 г/х) . См. «аль-Мунтака» 1/69.
2. Мухаммад ибн ‘Али аль-Мазири (536 г/х) .См. «аль-Му’лим фи шарх Муслим» 17/206.
3. Абуль-Фадль Кады ‘Ияд (544 г/х) . См. «Шарх Зуркани ‘аля Муатта Малик» 1/63.
Все они одни из самых великих имамов маликитского мазхаба.
4. Кады Абу Я’ля (458 г/х) . См. «аль-Джами’ аль-Кабир».
5. Ибн Ражаб аль-Ханбали (795 г/х) . См. «аль-Ахуаль уль-Кубур»
6. Мухаммад ибн Ахмад ас-Саффарини (1188 г/х) . См. «аль-Бахр аз-Зажира».
Все они одни из самых великих имамов ханбалитского мазхаба.
7. Аль-Хусейн ибн Мухаммад ат-Тыби (743 г/х) . См. «аль-Мафатих фи хиллиль-Масабих».
8. Ибн Хаджар аль-’Аскаляни (852 г/х) . См. «Фатх уль-Бари» 3/182.
9. ‘Абдуррауф аль-Мунауи (1031 г/х) . См. «Файд уль-Кадир».
Все они одни из самых великих имамов шафиитского мазхаба.
Я привел имена этих имамов не потому, что кроме них никто не поддерживал этого мнения, а просто потому, что они одни из самых великих имамов своих мазхабов.
Имам ат-Табари (224-310 г.х.) в толкование этого Аята сказал: "Воистину, ты - о, Мухаммад! - "не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать призыв, когда они обращаются вспять" - говорит (Аллах о том что): ты не можешь дать им слух, при помощи которого они смогли бы понимать то, что ты им говоришь. Этот пример с (таким) уроком: заставить уяснить тех многобожников, которым Аллах запечатал их слух и которых лишил понимания читаемых им увещеваний - тебе не под силу это равносильно тому, как ты не можешь уяснить мертвецам, - лишенных Аллахом слуха, - даровав этим мертвецам слух. Сказанному нами подобны слова толкователей (Корана)" После этого, перечисляя тех, кому принадлежит это мнение привел иснад от Къатады, сказавшего: Это пример, приведенный Аллахом для неверующих: как не слышит призыв мертвый, подобно этому не слушает его и неверующий. "И не заставишь глухих услышать призыв, когда они обращаются вспять" - как если глухой бросится в бегство, а ты его позовешь - он не услышит, точно так же неверный не слушает и не извлекает пользу из того, что слышит" См. Тафсир Ат-Табари, 20/117 .
Имам Ас-Самарканди (умер 375 г.х.) сказал: "Он уподобил неверующих мертвецам: как мертвецы не слышат зова, а так же не могут ответить на него, так же и неверные не слушают его, когда их призывают к вере" См. Бахруль-"улюм, 3/365.
Ибн Аби Заманин аль-Малики (324-399 г.х.) в своем тафсире (4/29) сказал: "То есть: ты не можешь заставить слышать неверующих, слышать и принимать, так же как и те, кто в могилах не слышат".
Имам Аш-Шаукани сказал в толкование Аята: "Как ты не можешь заставить слышать того, кто умер сам, - так же ты не можешь заставить слышать того, чье сердце умерло" См. Фатхуль-къадир, 4/486 .
Это установленная основа, что мертвые не слышат. Однако, работать с доводами и пониманием праведных предшественников следует не как попало, а согласно установленным и признанным правилам. И известно из Усуль-фикх, что "Работа по обобщенному доводу обязательна соответственно - по его обобщенности, кроме как если есть довод, исключающий некоторые части общего". См. Шарх усуль ас-сунна, 2/16.
Потому что если пришел текст Корана или Сунны является обязательным принимать то, на что они указывают, кроме как если пришел другой исключающий довод, и невозможно продолжать работать по этой обобщенности. Это правило использовалось и сахабами, как передается от некоторых из них, а так же табиинами и учеными, которые были после них. Поэтому когда установлено, что в общем мертвые не слышат, стало обязательным следовать этому, а в тех частных случаях, о которых пришли достоверные доводы в двух сборниках и др. - исключать из общего правила. Как, например, известно, что мертвый после того как его закопали слышит шаги уходящих людей и некоторые другие частные доводы - являются исключением. Одно из них - Хадис от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) о том, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал убитым многобожникам в день битвы при Бадре: "Нашли ли вы истиной то, что обещал вам ваш Господь?" а когда Умар (да будет доволен им Аллах) спросил: "О посланник Аллаха, ты разговариваешь с людьми, которые сгнили?" Он ответил: "Вы слышите мои слова не лучше, чем они!" (Аль-Бухари, Муслим)
Къатада сказал: "Аллах оживил их для того, чтобы они услышали его слова в качестве порицания, унижения, отмщения, с горечью и сожалением" (Сахих аль-Бухари, 3679)
Слова Къатады указывают на то, что для появления у них слуха необходимо возвращение к ним жизни, как сказал Ибн Раджаб аль-Ханбали: "Слова Къатады о людях колодца (Бадра) являются доводом на то, что мертвец не слышит слов, кроме как при возвращении души в его тело, как это пришло прямо в длинном Хадисе передаваемом аль-Бара ибн Азимом от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)". См. Ахуалю аль-къубур, 1/132.
Ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал: "Сказал (Абдуль-Уахид) Ибну-т-Тин (умер 611 г.х.): нет противоречия между хадисом Ибн Умара и Аятом. Потому что мертвецы не могут слышать, в этом нет сомнений, однако если Аллах захочет дать слух тому, кто обычно лишен слуха, то этому нет преград". См. Фатхуль-Бари, 3/235
Сказал Тафтазани (умер в 749 г хиджры): "Что же касается слов Всевышнего из суры Фатыр, 22 аят: "И ты не заставишь слышать тех, кто в могилах", то это уподобление состояния кафиров состоянию мертвых, и нет разногласий в том, что мертвый не слышит". См. "Шарх аль-макасид", 2-220
я не сопрю, что это все саляфитские учёные...
1. Сказал Всевышний: «Отвечают только те, кто слышит. А мертвых Аллах воскресит, после чего они будут возвращены к Нему» (6:36).
Как видно из этого аята, Всевышний выделил две категории людей:
1. Те, кто слышит.
2. Мертвые.
И если бы мертвые были из тех, кто слышит, то это деление было бы неправильным.
2. Сказал Всевышний: «Ты не заставишь слышать мертвых и не заставишь глухих услышать зов, когда они обращаются вспять» (27:80).
Все толкователи Корана сошлись на том, что под мертвыми и глухими в данном аяте имеются ввиду живые неверующие. Всевышний сравнил их с мертвыми и глухими, так как они, словно мертвые и глухие, не отвечают на призыв к единобожию. Ведь если обращаться к мертвому и глухому и призывать его к чему-либо, то он не ответит тебе, так как не слышит и не понимает тебя. Поэтому в одном из аятов Всевышний сказал: «Воистину, неверующим безразлично, предостерег ты их или не предостерег. Они все равно не уверуют. Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – покрывало. Им уготованы великие мучения» (2:6-7).
Исходя из этого, суфии-кубуриты ответили на приведенный довод тем, что в этом аяте под мертвыми и глухими не подразумеваются мертвые праведники в могилах, а имеются ввиду неверующие, которые в своем непонимании призыва подобны мертвым и глухим.
Ответом на их утверждение будет следующее:
1. Аят несет общий смысл и ничто не мешает понять его в прямом смысле.
2. Если мы говорим, что речь в этом аяте идет о неверующих, которых Всевышний сравнил с мертвыми и глухими, то это является еще более сильным доводом в нашем вопросе. Если мы скажем: «Ахмад в своей храбрости подобен льву», что мы понимаем из этого сравнения? Понимаем мы из этого то, что лев храбрее Ахмада, а иначе не было бы смысла сравнивать Ахмада со львом. Точно также, если мы говорим: «Неверующие не понимают и не слышат обращения подобно мертвым», то что мы понимаем из этого сравнения? Понимаем мы из этого две вещи:
1. Что мертвые в своей неспособности слышать и понимать превосходят неверующих, а иначе, если бы мертвые могли слышать, не было бы смысла сравнивать неверующих с ними.
2. Из этого сравнения мы понимаем, что неспособность мертвых слышать является абсолютной аксиомой у людей, ведь если бы люди, которым ниспосылался Коран не были уверены в том, что мертвые не слышат, не было бы смысла приводить им это сомнительное сравнение.
Поэтому один из имамов ханафитского мазхаба – имам аль-Джанжухи (1323 г/х), комментируя этот аят, сказал: «Здесь Всевышний сравнил неверующих с мертвыми в том, что они не слышат. Отсюда мы понимаем, что мертвые не слышат, а иначе сравнение было бы неправильным».
Также, в этом аяте проведена тонкая грань между мертвыми и глухими. Заключается она в том, что говоря про мертвых, Аллах не добавил к этому ничего, а говоря о глухих, сказал: «И не заставишь глухих услышать зов, когда они обращаются вспять». Зачем Всевышний обговорил неспособность глухих услышать зов тем, что это только в том случае, если они обратятся вспять, то есть уйдут на далекое расстояние?! Ведь глухой не слышит, вне зависимости от того, далеко он находится или близко. Это потому что если глухой во время обращения будет находиться поблизости, то он может понять суть призыва по движениям рук и мимике лица, а если уйдет далеко, то этих движений и мимики он не увидит. Исходя из этого, становится понятно, что мертвый в своей неспособности слышать и понимать превосходит глухого, так как мертвый, в отличие от глухого, и не слышит и не видит.
Эту тонкую грань разъяснил один из ханафитских имамов – имам ан-Насафи (710 г/х) в своей книге «аль-Мадарик».
3. Сказал Аллах: «Не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле» (35:22).

Спрашивает Кристина
Отвечает Инна Белоножко, 30.04.2012


Кристина пишет:

"Божьих благословений! Спасибо за предыдущий ответ на мой вопрос о доверии к Господу. Вы очень хорошо всё разъяснили и даже процитировали мою любимую цитату Ибо Я искупил тебя= Теперь вот что меня интересует: где находятся сейчас наши умершие родственники? слышат ли они нас или до Второго пришествия просто спят? я читала в Библии, что Господь говорит в могиле, куда пойдёте нет ни богатства ни мудрости как-то так вроде. а как на самом деле? Спасибо!"

Мир Вам, Кристина!

Вот получилось так, что и на этот вопрос отвечу для Вас я.

Наши умершие родственники и все умершие люди находятся в могилах и спят, потому что смерть в Библии названа сном. Библия называет смерть сном 53 раза. Умершие ничего не видят и не слышат, ни за кем не наблюдают.

«А человек умирает, и распадается; отошел, и где он? … Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего … В чести ли дети его, он не знает; унижены ли, он не замечает» ( , 12, 21).

Помните, как сказал Христос Своим ученикам о смерти Лазаря? «Сказав это, говорит им потом: «Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его». Ученики Его сказали: «Господи! Если уснул, то выздоровеет». Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: «Лазарь умер…» ( -14).

Библии говорит: «в смерти нет памятования о Тебе : во гробе кто будет славить Тебя?» () «Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда, так как и псу живому лучше, нежели мёртвому льву . Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают , и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению: и любовь их, и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чём, что делается под солнцем » ( , 10)

А вот текст, о котором Вы, Кристина, говорили:

Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их ( )

Благословений и радости!

С уважением,

Читайте еще по теме "Смерть, рай и ад, душа и дух":

Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех “от века”, т.е. во все времена, умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос мертвый пребывал во гробе.

Этот трогательный обычай коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть – это временный сон, сон для плоти, и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной… И каждый из нас однажды уже пережил подобный переход. Когда в содроганиях и муках рождения человек покидает уютное лоно матери, он страдает, мучается и кричит. Страдает и трепещет плоть его перед неизвестностью и ужасом грядущей жизни… И как сказано в Евангелии: “Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.” Так же страдает и трепещет душа, покидающая уютное лоно своего тела. Но проходит совсем немного времени, и выражение скорби и страдания на лице усопшего исчезает, лик его светлеет и успокаивается. Душа родилась в иной мир! Поэтому-то мы и можем молитвой своей желать нашим умершим близким блаженного упокоения там, в покое и свете, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная…

Поэтому-то, зная о вечном бытии души человеческой “за гранью смерти зримой”, мы молимся с надеждой и верой, что молитвы наши помогут душе в ее загробном странствии, укрепят ее в момент страшного последнего выбора между светом и тьмой, защитят от нападения злых сил…

Сегодня православные христиане молятся об “усопших отцех и братиях наших”. Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, – наши покойные родители. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется “родительской”. Таких родительских суббот в течение календарного года – шесть. У родительской субботы есть и еще одно название: “Димитриевская”. Суббота названа так в честь воспоминаемого 8 ноября святого великомученика Димитрия Солунского. Установление поминовения в эту субботу принадлежит святому благоверному великому князю Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы поминовение павших на ней воинов, предложил совершать это поминовение ежегодно, в субботу перед 8 ноября. Поскольку в этом году, суббота перед днем памяти вмч. Димитрия Солунского совпадает с днем празднования Казанской иконе Божией Матери,поминальная родительская суббота совершается сегодня.

Согласно определению Архиерейского Собора РПЦ 1994 года, поминовение наших воинов совершается 9 мая. Так как Димитриевская поминальная суббота совершается накануне 7 ноября, дня начала кровавого переворота, положившего начало невиданных гонений против Церкви в истории нашего Отечества, мы сегодня поминаем всех страдальческий погибших в годы лихолетия. Сегодня мы молимся за наших сродников и за всех соотечественников, чья жизнь была искалечена в период богоборчества.

Они ушли, а любовь к ним и благодарность – остались. Не значит ли это, что души их не исчезли, не растворились в небытии? Что они знают, помнят и слышат нас? Что они нуждаются в нас?.. Подумаем об этом и помолимся о них.

Дай Бог, братья и сестры, чтобы через нашу молитву Господь простил многие и многие вольные и невольные согрешения нашим усопшим родным и близким, и будем верить, что наша молитва не односторонняя: когда мы молимся за них, они молятся за нас.

Видят ли нас умершие после смерти

В воспоминаниях священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, есть следующий рассказ: Однажды Владыка, отвечая на вопрос, слышат ли умершие наши молитвы, сказал, что не только слышат, но и «сами за нас молятся. И даже больше того: видят нас, какие мы есть в глубине сердца нашего, и если мы живем благочестиво, то радуются, а если нерадиво живем, то печалятся и молятся о нас Богу. Связь наша с ними не прерывается, а лишь временно ослабляется». Затем Владыка рассказал случай, который подтверждал его слова.

Священник, отец Владимиру Страхов служил в одной из московских церквей. Окончив Литургию, он задержался в храме. Все молящиеся разошлись, оставался лишь он да псаломщик. Входит старушка, скромно, но чисто одетая, в темном платье, и обращается к священнику с просьбою пойти и причастить ее сына. Дает адрес: улицу, номер дома, номер квартиры, имя и фамилию этого сына. Священник обещает исполнить это сегодня же, берет Святые Дары и идет по указанному адресу. Поднимается по лестнице, звонит. Ему отворяет дверь человек интеллигентного вида, с бородкой, лет тридцати. Несколько удивленно смотрит на батюшку. «Что вам угодно?» - «Меня просили зайти по этому адресу приобщить больного». Тот удивляется еще больше. «Я живу здесь один, никого больных нет, и в священнике я не нуждаюсь!» Изумлен и священник. «Как же так? Ведь вот адрес: улица, номер дома, номер квартиры. Как Вас зовут?» Оказывается, и имя совпадает. «Позвольте все же войти к вам». - «Пожалуйста!» Входит батюшка, садится, рассказывает, что приходила старушка приглашать его, и во время своего рассказа поднимает глаза на стену и видит большой портрет этой самой старушки. «Да вот же она! Это она и приходила ко мне!» - восклицает он. «Помилуйте! - возражает хозяин квартиры. -Да это моя мать, она скончалась уже лет 15 тому назад!» Но священник продолжает утверждать, что именно ее он сегодня видел. Разговорились. Молодой человек оказался студентом Московского Университета, не причащался уже много лет. «Впрочем, раз Вы уже пришли сюда, и все это так загадочно, я готов исповедаться и причаститься», - решает он наконец. Исповедь была долгая, искренняя - можно сказать, за всю сознательную жизнь. С большим удовлетворением отпустил ему грехи священник и приобщил его Святых Тайн. Ушел он, а во время вечерни приходят сказать ему, что студент этот неожиданно скончался, и соседи пришли просить батюшку отслужить первую панихиду. Если бы мать не озаботилась из загробного мира о своем сыне, то он так и отошел бы в вечность, не приобщившись Святых Тайн».

Это тоже урок, который всем нам преподносит сегодня Святая Христова Православная Церковь. Будем внимательны, потому что мы знаем, что всем нам без исключения рано или поздно придется расстаться с этой земной жизнью. И мы предстанем перед своим Творцом и Создателем с ответом о том, как мы жили, что совершали в своей земной жизни, достойны ли были Своего Небесного Отца. Это очень важно всем нам сегодня вспомнить и подумать об этом, и попросить у Бога, чтобы Господь простил нам наши согрешения, вольные или невольные. И вместе с тем, приложить все усилия для того, чтобы не возвращаться к грехам, а совершать богоугодную, святую и достойную жизнь. А для этого у нас есть все: у нас есть Святая Церковь с ее Святыми Христовыми Таинствами и помощь всех святых подвижников веры и благочестия, и прежде всего - Самой Царицы Небесной, Которая готова всегда протянуть нам руку Своей материнской помощи. Вот, братья и сестры, те уроки, которые все мы должны извлечь из сегодняшнего дня, который именуется Димитриевской родительской субботой. Царствие Небесное и вечный покой всем от века почившим отцам, братиям, сестрам и прочим сродникам нашим. Дай Бог, чтобы все мы с вами, достойно совершая молитву о всех от века почивших православных христианах, вместе с тем достойно совершали и свой жизненный путь. Аминь.

Иногда хочется верить, что покинувшие нас близкие приглядывают за нами с небес. В этой статье рассмотрим теории о посмертии и выясним есть ли зерно истины в утверждении, что умершие видят нас после смерти.

Когда умирает кто-нибудь из близких, живым хочется знать, слышат или видят ли нас умершие после физической смерти, можно ли с ними связаться, получить ответы на вопросы. Существует много реальных историй, подтверждающих эту гипотезу. В них рассказывается о вмешательстве потустороннего мира в нашу жизнь. Разные религии тоже не отрицают того, что души мертвых находятся рядом с близкими.

Наша связь с умершими не прерывается, а лишь временно ослабляется

Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех “от века”, т.е. во все времена, умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос мертвый пребывал во гробе.

Этот трогательный обычай коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть – это временный сон, сон для плоти, и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной… И каждый из нас однажды уже пережил подобный переход. Когда в содроганиях и муках рождения человек покидает уютное лоно матери, он страдает, мучается и кричит. Страдает и трепещет плоть его перед неизвестностью и ужасом грядущей жизни… И как сказано в Евангелии: “Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.” Так же страдает и трепещет душа, покидающая уютное лоно своего тела. Но проходит совсем немного времени, и выражение скорби и страдания на лице усопшего исчезает, лик его светлеет и успокаивается. Душа родилась в иной мир! Поэтому-то мы и можем молитвой своей желать нашим умершим близким блаженного упокоения там, в покое и свете, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная…

Видят ли нас умершие после смерти - теории

Для того чтобы с точностью ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть основные теории о том, что случается с душой после смерти. Рассматривать версию каждой из религий будет достаточно сложно и трудоёмко. Так что существует неофициальное разделение на две основные подгруппы. Первая говорит о том, что после смерти нас ждёт вечное блаженство в «другом месте».

Вторая - о полном перерождении души, о новой жизни и новых возможностях. И в обоих вариантах существует возможность того, что умершие видят нас после кончины. Сложнее всего понять это, если вы считаете верной вторую теорию. Но стоит задуматься и ответить на вопрос - как часто вас посещают сны о людях, которых вы никогда в жизни не видели?

Странные личности и образы, которые общаются с вами так, словно давно вас знают. Или вообще не обращают на вас внимания, позволяя спокойно наблюдать со стороны. Некоторые считают, что это - просто люди, которых мы видим каждый день, и которые просто непонятным образом отложились в нашем подсознании. Но откуда тогда берутся те стороны личности, о которых вы не можете знать? Они разговаривают с вами определённым, незнакомым вам образом, используют слова, которых вы никогда не слышали. Откуда это берётся?

Легко апеллировать к подсознательной части нашего мозга, ведь никто не сможет с точностью сказать, что именно там происходит. Но это - логический костыль, ни более и не менее.

Ещё существует возможность, что это память о людях, которых вы знали в прошлой жизни. Но часто обстановка в таких снах поразительно напоминает нашу с вами современность. Как ваша прошлая жизнь могла выглядеть так же, как ваша нынешняя? Самая благонадёжная, по многим суждениям, версия говорит о том, что это - ваши мёртвые родственники, посещающие вас во снах. Они уже перешли в другую жизнь, но иногда тоже видят вас, а вы - их. Откуда они говорят? Из параллельного мира, или из другой версии реальности, или из другого тела - однозначного ответа на этот вопрос нет. Но одно можно сказать точно - таков способ общения между душами, которые разделены пропастью. Всё-таки наши сны - удивительные миры, где подсознание гуляет свободно, так почему бы ему не заглянуть на огонёк? Тем более, что существуют десятки практик, которые позволяют спокойно путешествовать во снах. Многие испытывали подобные ощущения. Это - одна версия.

Вторая касается мировоззрения, в котором говорится, что души умерших уходят в другой мир. На Небеса, в Нирвану, мир эфемерный, воссоединяются с общим разумом - таких взглядов существует превеликое множество. Их объединяет одно - человек, перешедший в другой мир, получает огромное количество возможностей. А так как он связан узами эмоций, общих переживаний и целей с теми, кто остался в мире живых - естественно он может общаться с нами. Видеть нас и пытаться как нибудь помочь. Не раз и не два можно услышать истории о том, как мёртвые родственники, или друзья, предупреждали людей о больших опасностях, или советовали, как поступить в сложной ситуации. Как такое объяснить?

Существует теория, что это - наша интуиция, появляющаяся в момент, когда подсознание более всего доступно. Оно принимает близкую нам форму и пытаются помочь, предостеречь. Но почему оно принимает форму именно мёртвых родственников? Не живых, не тех, с кем у нас прямо сейчас существует живое общение, а эмоциональная связь сильна как никогда. Нет, не их, а именно умерших, давно, или недавно. Бывают случаи, когда людей предупреждают родственники, которых они почти забыли - виденная всего несколько раз прабабушка, или давно умерший двоюродный брат. Ответ может быть только один - это прямая связь с душами умерших, которые в нашем сознании приобретают ту физическую форму, которая была у них при жизни.

И есть третья версия, которую можно услышать не так часто, как первые две. Она говорит о том, что первые две верны. Объединяет их. Получается у неё вполне неплохо. После смерти человек попадает в иной мир, где благоденствует, пока ему есть кому помогать. Пока его помнят, пока он может проникнуть в чьё-нибудь подсознание. Но память человеческая не вечна, и наступает момент, когда умирает последний родственник, который хотя бы изредка вспоминал его. В такой момент человек и перерождается, чтобы начать новый цикл, обзавестись новой семьёй и знакомыми. Повторить весь этот круг взаимопомощи между живыми и мёртвыми.

Что видит человек после смерти

Разобравшись в первом вопросе, нужно конструктивно подойти к следующему - что видит человек после смерти? Как и в первом случае, никто не сможет с полной уверенностью заявить, что же именно встаёт перед нашими глазами в этот скорбный момент. Существует множество рассказов людей, переживших клиническую смерть. Рассказы о туннеле, ласковом свете и голосах. Именно из них, как считают самые авторитетные источники, и складывается наш посмертный опыт. Для того чтобы пролить побольше света на эту картину, нужно сделать обобщение всех историй о клинической смерти, найти пересекающиеся сведения. И вывести истину, как некий общий множитель. Что же видит человек после смерти?

Прямо перед смертью в его жизни наступает некое крещендо, самая высокая нота. Предел физических страданий, когда мысль начинает понемногу затухать и в конце концов тухнет совсем. Часто последнее, что он слышит - как врач объявляет об остановке сердца. Зрение затухает окончательно, постепенно превращаясь в туннель света, а потом покрываясь окончательным мраком.

Второй этап - человек словно появляется над своим телом. Чаще всего он висит в несколько метрах над ним, имея возможность рассмотреть физическую реальность до последней детали. Как врачи пытаются спасти ему жизнь, что они делают и говорят. Всё это время он находится в состоянии сильного эмоционального шока. Но когда буря эмоций успокаивается, он понимает, что с ним таки произошло. Именно в этот момент с ним происходит изменения, которые никак не обратить. А именно - человек смиряется. Смиряется со своим положением и понимает, что даже в таком состоянии всё равно есть дорога вперёд. Точнее - вверх.

О том, что видит и ощущает человек, когда умирает физическое тело, можно судить только по рассказам тех, кто пережил клиническую смерть. Рассказы многих пациентов, которых врачи смогли спасти, многое объединяет. Все они говорят о похожих ощущениях:

  1. Человек наблюдает за другими людьми, склонившимися над его телом со стороны.
  2. Сначала чувствуется сильная тревога, как будто душа не желает покидать тело и прощаться с привычной земной жизнью, но потом наступает успокоение.
  3. Пропадает боль и страх, меняется состояние сознания.
  4. Человеку не хочется возвращаться обратно.
  5. После прохождения длинного тоннеля в круге света появляется существо, которое зовет за собой.

Ученые считают, что эти впечатления не относятся к тому, что чувствует ушедший в мир иной. Они объясняют такие видения гормональным всплеском, воздействием лекарственных препаратов, гипоксией мозга. Хотя разные религии, описывая процесс отделения души от тела, говорят о таких же явлениях – наблюдение за происходящим, появление ангела, прощание с близкими.

Что видит душа после смерти

Разбираясь с самым важным моментом всей истории, а именно с тем, что видит душа после смерти, нужно понять важный момент. Именно в ту секунду, когда человек смиряется со своей участью и принимает её - он перестаёт быть человеком и становится душой. До этого момента его духовное тело выглядело точно так же, как в реальности выглядит тело физическое. Но, поняв, что оковы физического больше не держат его духовное тело, оно начинает терять свои первоначальные очертания. После чего вокруг него начинают появляться души его мёртвых родственников. Даже здесь они стараются помочь ему, дабы человек перешёл дальше, на следующий план своего существования.

Э. Баркер, в своей книге опубликовал уникальные материалы, в которых описаны подробные наблюдения человека, сделавшего просто поразительную попытку передать бумаги свои впечатления от времени, проведенного в потустороннем мире. Все это он сделал при помощи автоматического письма, то есть, когда рукой живого человека писал кто-то невидимый, то есть умерший человек. Конечно, если недавно про это кто-то пытался сообщить в массы, его сочли бы просто сумасшедшим, но сегодня, такие утверждения имеют право существовать. Ведь с каждым днем появляется все больше доказательств и свидетельств того, что жизнь после смерти все-таки существует, и умершие люди могут видеть и слышать своих родных даже после смерти.

И, когда душа двигается дальше, к ней приходит странное существо, которое невозможно описать словами. Всё, что можно понять абсолютно точно - от него исходит всепоглощающая любовь, желание помочь. Некоторые побывавшие за гранью говорят, что это наш общий, первый предок - тот, от кого произошли все люди на земле. Он спешить помочь ещё ничего не понимающему мертвецу. Существо задаёт вопросы, но не голосом, а образами. Оно прокручивает перед человеком всю его жизнь, но в обратном порядке.

Именно в этот момент он осознает, что приблизился к некому барьеру. Его не видно, но его можно ощутить. Словно некая мембрана, или тонкая перегородка. Рассуждая логически, можно прийти к выводу, что это - именно то, что отделяет мир живых от мира мёртвых. Но что происходит за ней? Увы, такие факты не доступны никому. Всё потому, что человек, который пережил клиническую смерть, так и не перешагнул за эту черту. Где-то рядом с ней врачи вернули его к жизни.

ТОП 10 ОЩУЩЕНИЙ которые ИСПЫТЫВАЕТ ЧЕЛОВЕК ПОСЛЕ СМЕРТИ (Клиническая смерть)

Существуют истории, в которых говорится, что человек, которого вытащили с того мира, бросался на врачей с кулаками. Он не хотел расставаться с теми чувствами, которые испытал там. Некоторые даже заканчивали жизнь самоубийством, но много позже. Стоит сказать, что такая поспешность ни к чему. Каждому из нас придётся почувствовать и увидеть, что же там, за последним порогом. Но до него каждого из людей ждёт много впечатлений, которые стоит пережить. И пока нет других фактов, нужно помнить, что жизнь у нас всего одна. Осознание этого должно подталкивать каждого человека к тому, чтобы становиться добрее, умнее и мудрее.

Правда ли, что умершие люди видят нас

Чтобы ответить, видят ли нас умершие родственники и другие люди, нужно изучить разные теории, рассказывающие о потусторонней жизни. Христианство рассказывает о двух противоположных местах, куда может попасть душа после смерти, – это рай и ад. В зависимости от того, как жил человек, насколько праведно, он награждается вечным блаженством или обрекается на бесконечные страдания за свои грехи. Рассуждая, видят ли нас умершие после смерти, следует обратиться к Библии, где говорится о том, что души, покоящиеся в раю, помнят свою жизнь, могут наблюдать за земными событиями, но не испытывают при этом страстей. Люди, которые после смерти были признаны святыми, являются грешникам, пытаясь наставить их на истинный путь. Согласно эзотерическим теориям, дух умершего имеет тесную связь с близкими только тогда, когда у него остались невыполненные дела.

В воспоминаниях священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, есть следующий рассказ: Однажды Владыка, отвечая на вопрос, слышат ли умершие наши молитвы, сказал, что не только слышат, но и «сами за нас молятся. И даже больше того: видят нас, какие мы есть в глубине сердца нашего, и если мы живем благочестиво, то радуются, а если нерадиво живем, то печалятся и молятся о нас Богу. Связь наша с ними не прерывается, а лишь временно ослабляется». Затем Владыка рассказал случай, который подтверждал его слова.

Священник, отец Владимиру Страхов служил в одной из московских церквей. Окончив Литургию, он задержался в храме. Все молящиеся разошлись, оставался лишь он да псаломщик. Входит старушка, скромно, но чисто одетая, в темном платье, и обращается к священнику с просьбою пойти и причастить ее сына. Дает адрес: улицу, номер дома, номер квартиры, имя и фамилию этого сына. Священник обещает исполнить это сегодня же, берет Святые Дары и идет по указанному адресу. Поднимается по лестнице, звонит. Ему отворяет дверь человек интеллигентного вида, с бородкой, лет тридцати. Несколько удивленно смотрит на батюшку. «Что вам угодно?» - «Меня просили зайти по этому адресу приобщить больного». Тот удивляется еще больше. «Я живу здесь один, никого больных нет, и в священнике я не нуждаюсь!» Изумлен и священник. «Как же так? Ведь вот адрес: улица, номер дома, номер квартиры. Как Вас зовут?» Оказывается, и имя совпадает. «Позвольте все же войти к вам». - «Пожалуйста!» Входит батюшка, садится, рассказывает, что приходила старушка приглашать его, и во время своего рассказа поднимает глаза на стену и видит большой портрет этой самой старушки. «Да вот же она! Это она и приходила ко мне!» - восклицает он. «Помилуйте! - возражает хозяин квартиры. -Да это моя мать, она скончалась уже лет 15 тому назад!» Но священник продолжает утверждать, что именно ее он сегодня видел. Разговорились. Молодой человек оказался студентом Московского Университета, не причащался уже много лет. «Впрочем, раз Вы уже пришли сюда, и все это так загадочно, я готов исповедаться и причаститься», - решает он наконец. Исповедь была долгая, искренняя - можно сказать, за всю сознательную жизнь. С большим удовлетворением отпустил ему грехи священник и приобщил его Святых Тайн. Ушел он, а во время вечерни приходят сказать ему, что студент этот неожиданно скончался, и соседи пришли просить батюшку отслужить первую панихиду. Если бы мать не озаботилась из загробного мира о своем сыне, то он так и отошел бы в вечность, не приобщившись Святых Тайн»


Видит ли душа умершего человека своих близких

После смерти заканчивается жизнь тела, но душа продолжает жить. Перед тем как отправиться на небо, она­ присутствует еще 40 дней возле близких, старается утешить их, облегчить боль утраты. Поэтому во многих религиях принято назначать поминки на это время, чтобы проводить душу в мир мертвых. Считается, что предки даже через многие годы после смерти видят и слышат нас. Священники советуют не рассуждать, видят ли нас умершие после смерти, а постараться поменьше скорбеть об утрате, потому что страдания родственников тяжелы для ушедшего.

Может ли душа умершего приходить в гости

Когда связь между близкими была прочна при жизни, эти взаимоотношения сложно прервать. Родственники могут ощущать присутствие ушедшего в мир иной и даже видеть его силуэт. Такое явление получило название фантом или призрак. Другая теория говорит о том, что дух является в гости для общения только во сне, когда наше тело спит, а душа бодрствует. В этот период можно попросить помощи у умерших родственников.

Может ли умерший человек стать ангелом хранителем

После потери близкого ­боль утраты бывает очень велика. Хочется знать, слышат ли нас умершие родственники, чтобы рассказать о своих бедах и печалях. Религиозное учение не отрицает того, что умершие люди становятся ангелами-хранителями для своего рода. Однако чтобы получить такое назначение, человек при жизни должен быть глубоко верующим, не грешить и следовать божьим заповедям. Часто ангелами-хранителями семьи становятся дети, ушедшие рано, или люди, посвятившие себя богослужению.

Есть ли связь с умершими

По мнению людей с экстрасенсорными способностями, связь между реальным и загробным миром существует, причем очень прочная, поэтому возможно выполнить такое действие, как поговорить с умершим. Чтобы связаться с усопшим из потустороннего мира, некоторые экстрасенсы проводят спиритические сеансы, на которых можно пообщаться с умершим родственником и задать ему вопросы.

В христианстве и многих других религиях возможность вызвать упокоенный дух с помощью каких-то манипуляций полностью отрицается. Считается, что все души, которые приходят на землю, принадлежат людям, совершавшим при жизни много грехов либо не получившим покаяние. По православной традиции, если снится родственник, ушедший в иной мир, то нужно поутру пойти в церковь и поставить свечу, молитвой помочь обрести покой.

Видео по теме

Видят ли нас души умерших людей? Священник Николай Каров

Могут ли усопшие видеть и слышать нас? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)

Скомпилировав все основные версии, которыми человечество располагает на данный момент, можно ответить с точностью - да, мёртвые могут видеть нас. Но стоит помнить, что всё, описанное выше, является только компиляцией самых популярных теорий, а не единственно верным ответом.

Загрузка...