Стройка. Ремонт. Самоделки

«Болтливый мертвец» Борис Виан. Борис виан Пора-пора-порадуемся на своём веку

Это был поистине человек-оркестр, тянувшийся ко всему неизведанному. Это создатель романов, стихов, актер, играющий на трубе. Человек сложной судьбы стал классиком французской литературы только после смерти.

Фатальная мистификация

Ходили слухи о русских корнях писателя, но мало кто знал, что эту легенду запустил сам Борис Виан. А русское имя дала ему мать, обожавшая оперу «Борис Годунов». В его копилке было 24 псевдонима, среди которых Вернон Салливан - самый известный и скандальный.

Его альтер-эго, по легенде, афроамериканец, свободные взгляды которого стали преградой для печати на родине, а Виан помогал переводить романы в стиле нуар. В то время популярностью пользовались авантюрные произведения с кровавыми и сексуальными подробностями. Из-под пера его вышли 4 романа, один из которых, «Я приду плюнуть на ваши могилы», долго держался в лидерах продаж. Роковой бестселлер даже сжигали борцы за нравственность. Скандал после обнаружения подлинного автора набрал такие обороты, что Виана судили. Потом оправдали, но на писательской карьере его поставили крест. Произведения, выходившие из-под его пера, не принимались обществом, что доставляло страдания таланту. И до последнего дня его помнили как мистификатора, долго водившего за нос почтенную публику. Фатальное произведение погубило не только репутацию, но и его самого. Борис Виан умер на премьере экранизации, на которую не давал разрешения, от сердечного приступа в 39 лет.

Трагедия таланта

Только после смерти писатель обрел знаменитость: его книги с удовольствием читаются молодежью Европы, а во Франции изучаются в школьных программах. В этом и заключалась трагедия талантливого мастера. В романе «Пена дней» свою жизненную философию описал Борис Виан. Отзывы о главном его произведении были противоречивыми, а интеллектуальная проза не пользовалась оглушительным успехом, как бульварное чтиво. Жаль, что часто Виана и Салливана путают. Одаренный автор лишь подстраивался под общее настроение публики, выпуская нарочито вульгарные романы и заглушая боль внутри.

«Пена дней» балансирует на грани между абсурдом и реальностью благодаря особому мироощущению автора. В фантазиях писателя жизнь побеждает смерть, а любовь противостоит серым будням. Его интересовало счастье отдельного человека, а не толпы. Современники назвали книгу «самым щемящим романом о любви». Читатель сталкивается с удивительной искренностью, болью и страданием.

Борис Виан: биография

Родился будущий классик в 1920 году в маленьком городке недалеко от Парижа. Ангина, перенесенная Борисом в двухлетнем возрасте, стала причиной осложнений на сердце. Врачи предрекали мальчику недолгую жизнь. В 15 лет он заболел брюшным тифом, который еще больше подорвал здоровье.

Его отец не работал, а получал доход от вложенного капитала. Это был очень образованный человек, много читающий и знающий несколько языков. Мать прекрасно играла на пианино и арфе, обожала музыку и привила эту любовь маленькому сыну. Когда мальчику было 9 лет, страну настиг кризис, и размеренному безбедному существованию пришел конец. Чтобы хоть как-то спасти материальное положение, семья сдает в аренду свою виллу и распускает прислугу. Отец переводит тексты и продает гомеопатические средства, но больших денег это не приносит. После его убийства грабителями в 1944 году имение уходит с молотка, а семья перебирается в съемную квартиру. Перед отъездом Борис Виан играет прощальное соло на трубе.

За три года до печального события молодой человек женится на Мишель Леглиз, но выбор невесты мать не одобряет и даже отговаривает от свадебного путешествия. В семье по давней традиции женщины не работали, но денег не хватало, и Мишель устраивается на работу в журнал. В 1942 году рождается сын супругов Патрик.

С новой женой, балериной Урсулой Кюблер, проводит последние годы жизни Борис Виан. Фото, где они запечатлены вместе, удивительно нежные и трогательные.

Жизнь в стиле джаз

Главным увлечением жизни Виана становится джаз, которому он самостоятельно обучался. Борис с двумя братьями организовывает семейный оркестр, а потом становится участником популярного ансамбля Клода Абади. Музыканты получали удовольствие от импровизаций и не играли на заказ. Несмотря на запрет врачей, Виан не бросает увлечение музыкой и с большим мастерством играет на трубе. Ансамбль получает признание в 1946 году на турнире в Париже, где завоевал Гран-при.

В 50-х годах Виан выступал как шансонье и оставил богатое наследие: 400 песен и несколько пластинок.

Многоликий мастер

Борис Виан, как увлекающаяся натура, пробовал себя на разных поприщах. Он писал картины, которые подписывал анаграммой собственного имени - Бизон Рави (восторженный бизон). Выучив английский язык, он переводил детективы и научную фантастику. Специально для Бориса в популярном журнале «Тан Модерн» была создана рубрика, в которой он делился выдуманными событиями с понятным намеком на современные реалии. Он вел радиопередачи, снимался в кино, а в картине «Прекрасный возраст» с удовольствием сыграл самого себя.

Похороны писателя прошли 27 июня 1959 года. Родственники, Урсула с букетом кровавых роз, толпы почитателей и ни одного могильщика. Потом выяснилось, что в этот день они бастовали.

Годы жизни: с 10.03.1920 по 23.06.1959

Французский прозаик, поэт, джазовый музыкант и певец. Автор ряда модернистских эпатажных произведений, ставший тем не менее после смерти классиком французской литературы, предсказав бунт нонконформистских произведений 60-х годов XX века. Писал не только под своим именем, но и под 24 псевдонимами, самый известный из которых Вернон Салливан.

Борис Виан родился 10 марта 1920 года в городке Виль-д’Аврэ недалеко от Парижа. Учился в парижской Центральной школе - одном из крупнейших французских технических университетов. После получения инженерного диплома работал во Французской ассоциации стандартизации, параллельно занимаясь музыкой и литературным сочинительством.

Написал 10 романов, в том числе знаменитую «Пену дней» (1946). Переводил на французский сочинения Реймонда Чандлера.

Под псевдонимом Вернон Салливан Виан выпустил следующие произведения, стилизованные под нуар: романы «Я приду плюнуть на ваши могилы», «Все мёртвые одинакового цвета», «Женщинам не понять», «Уничтожим всех уродов» и рассказ «Собаки, желание, смерть».

Этот псевдоним был составлен из фамилий друзей писателя по джаз-оркестру (где сам Виан был трубачом): Салливана и Вернона. По легенде Вернон Салливан был афроамериканцем, которого не разрешали печатать в США за очень свободные взгляды, однако его переводил Виан и он хорошо издавался во Франции.

Первый роман «Я приду плюнуть на ваши могилы» вызвал настоящий фурор, он сразу стал бестселлером. До сих пор суммарный тираж этого романа превышает тираж других произведений Виана. Роман был написан по просьбе издателя, друга Виана, чьё дело терпело убытки. Однако вскоре роман сочли слишком смелым, вульгарным и даже порнографическим. Тиражи сжигали, общества борьбы за нравственность организовывали движение против романа. Устав бороться с «поборниками нравственности», Виан прекратил писать под этим псевдонимом.

23 июня 1959 года Виан пришёл на премьеру фильма, снятого по его триллеру «Я приду плюнуть на ваши могилы». Просмотр начался около десяти утра в зале "Пети Марбеф". Десять минут спустя Виан уронил голову на спинку кресла и потерял сознание. Умер он не приходя в себя по дороге в больницу. Хоронили Виана 27 июня на кладбище Виль-д"Авре.

Число Виана - десять. Он родился 10 марта, написал 10 романов, ему было суждено 10 лет литературного творчества, и его сердце разорвалось через 10 минут просмотра фильма по собственному шедевру, который начался в 10 часов утра...

Но молчи: несравненное право -
Самому выбирать свою смерть.
Н.С. Гумилёв. Выбор

Борис Виан умер не как-нибудь. Он символично скончался 23 июня 1959 года на премьере фильма, поставленного по его трэш-триллеру «Я приду плюнуть на ваши могилы». Виан выдержал всего десять минут просмотра, потом закатил глаза, откинулся на спинку кресла и умер, не приходя в сознание, в скорой помощи по дороге в больницу. То есть последнее, что он видел в своей жизни, - то низкопробное криминальное чтиво, та жуть, которую он сам сотворил…
Число Виана - десять. Он родился 10 марта, написал 10 романов, ему было суждено 10 лет литературного творчества, и его сердце разорвалось через 10 минут просмотра фильма по собственному шедевру, который начался в 10 часов утра... Стоп. Давайте, как бывает в фильмах, поставленных по трэш-триллерам, вернёмся к тому, с чего всё начиналось, и попробуем разобраться, почему всё закончилось именно так.
История творчества Бориса Виана - это практически история его болезни. Виан не был здоровым человеком. Как остроумно подметил один исследователь творчества писателя, «сердечная аритмия определила и характерную для Виана аритмию с умонастроениями своего времени». Когда вся Франция переживала тотальное увлечение американской поп-культурой на фоне всеобщей эйфории от освобождения Парижа союзниками, Виан плевал на всех с высокой колокольни. Он играл джаз вопреки всему, играл, как отмечали современники, краешком рта, твёрдо стоя на широко расставленных ногах. Сладостно, романтично, цветисто и отчаянно; играл джаз чернее чёрного. Он осмеливался быть собой - страстно влюблённым в жизнь смертельно больным пессимистом.

Библиография

Романы
Сколопендр и планктон / Vercoquin et le plancton (1946, рус. перевод 1998)
Пена дней / L’Écume des Jours (1946, рус. перевод 1983)
Осень в Пекине / L’Automne à Pékin (1947, рус. перевод 1995)
Красная трава / L’Herbe rouge (1950, рус. перевод 1998)
Сердцедёр / L’Arrache-coeur (1953, рус. перевод 1994)
Катавасия в Анденнах / Trouble dans les Andains (1966, рус. перевод 1998)

Я приду плюнуть на ваши могилы / J’irai cracher sur vos tombes (1946, рус. перевод 1993)
У всех мёртвых одинаковая кожа / Les morts ont tous la même peau (1947, рус. перевод 1992)
Уничтожим всех уродов / Et on tuera tous les affreux (1948, рус. перевод 1991)
Женщинам не понять / Elles se rendent pas compte (1950, рус. перевод 1993)
Рассказы
Мурашки / Les Fourmis (1949, рус. перевод 1994)
Волк-оборотень / Le loup-garou (1970, рус. перевод 1998)
Под псевдонимом Вернон Салливан:
Собаки, желание, смерть / Les chiens, le désir et la mort (1970, рус. перевод 1992)
Водопроводчик / (рус. перевод Т. Ворсановой)
Пьесы
Начинающему живодёру / L’Equarrissage pour tous (1950, рус. перевод 1998)
Строители империи / Les bâtisseurs d’empire (1959, рус. перевод 1998)
Полдник генералов / Le goûter des généraux (1962, рус. перевод 1998)
/ Le dernier des métiers (1965)
Голова кругом / Tête de méduse (1971, рус. перевод 1998)
/ Série blême (1971)
/ Le Chasseur français (1971)
Поэзия
/ Barnum’s Digest (1948)
Замороженные кантилены / Cantilenes en gelee (1949)
Не хотел бы сдохнуть я / Je voudrais pas crever (1962)
Сто сонетов / Cent sonnets (1984)
Переводы
The Big Sleep, Реймонда Чандлера под заголовком: Le grand sommeil (1948)
The Lady in the Lake, Реймонда Чандлера под заголовком: La dame du lac (1948)
The World of Null-A, Альфреда Ван Вогта под заголовком: Le Monde des Å (1958)

Об авторе

Борис Виан появился на свет 10 марта 1920 года в небольшом городке близ Парижа. Для французов имя Борис очень редкое. Дело в том, что мать так назвала сына в честь персонажа своей любимой оперы «Борис Годунов». Родители Виана были сначала обеспеченными, но после банкротства особняк, на котором они жили, пришлось продать и переселиться в простой домик.

Мать Бориса прививала своим детям любовь к классической музыке, но так получилось, что все трое её сыновей тяготели к джаз у. Виан учился в одном из крупнейших университетов Франции — Центральной школе. В юности переболел ангиной, которая осложнилась ревматизмом и брюшным тифом, повлекшего осложнение на сердце.

Больное сердце давало знать о себе до конца жизни . По этой причине его не взяли на фронт во время Второй мировой. В возрасте 21 года Борис женился на Мишель Ленглиз, от которой у него родился сын Патрик. За свою короткую, но насыщенную жизнь работал во многих творческих областях.

Он был: певцом, поэтом, трубачом, переводчиком, либреттистом, драматургом, журналистом, писателем, критиком, сценаристом, инженером и так далее. Видно, что характер и Виана был энергичным, целеустремлённым и, без сомнения, он одарённым человеком.

По некоторым воспоминаниям его современников Борис Виан был человеком противоречивым и очень эксцентричным. Например, когда Францию освободили от нацистов и в Париж вошли её союзники, Борис не поддался всеобщей эйфории.

Ему было всё глубоко безразлично. Он играл джаз и осмелился быть самим собой . По его признанию, писательством он занимался ради коммерции. Литературное творчество Бориса Виана включает десять написанных романов. На нашем сайте вы можете прочитать такие его книги:

Борис писал под разными псевдонимами, самое известное из которых Вернон Салливан. Он даже создал про себя легенду, что якобы является белым афроамериканцем, которого запрещают публиковать на родине. Первый вышедший роман вызвал шквал критики. Книгу осудили за слишком смелый сюжет, порнографию и вульгарность.

Борцы за нравственность сжигали уже выпущенные экземпляры и даже организовали движение за запрет этой книги. К личности писателя стали приглядываться и скоро все заподозрили, что он вовсе никакой не «негр» и что такого человека, как Вернон Салливан не существует.

Для того, чтобы доказать обратное, Борис снова пишет книгу «Мертвые все одного цвета», но псевдоним стал настолько раздражать критиков, что Виану пришлось от него отказаться . 23 июня Борис Виан по приглашению пришёл на премьеру фильма, снятого по его книге «Я приду плюнуть на ваши могилы».

Через несколько минут после начала просмотра сердце писателя перестало биться. Похоронили его 27 июня. Проводить в последний путь собралось большое количество людей не пришли только похоронщики, которые в тот день бастовали. Всё произошло по излюбленному им сценарию фантасмагории и постмодернизма.

«На свете есть только две вещи, ради которых стоит жить: любовь к красивым девушкам, какова бы она ни была, да новоорлеанский джаз... все остальное - одно уродство».

А - что же тогда не есть уродство? Истеричные, надерганные богемные кабаки Парижа? Твердые ругательства затянутых в черное «джазовых девушек» и гениальный бред полупьяных великих музыкантов? «Пена дней» выступает на поверхности Латинского квартала. И снимают эту пену - немногие посвященные...

В основе романа история жестокой мести «белого негра» (то есть метиса с ярко выраженными чертами белого человека), Ли Андерсона, за линчевание и убийство его младшего брата с темной кожей, который посмел ухаживать за белой женщиной. В отместку Андерсон соблазняет двух юных дочерей богатого плантатора и затем, поведав им историю брата, умерщвляет сестренок. Герой уходит живым от преследования полиции.

Вот такой роман под именем Вернона Салливена появляется на прилавках парижских книжных магазинов в ноябре 1946 года, и, наверное, этот роман спокойно бы канул в Лету, разделив судьбу американских «оригиналов», если бы в феврале следующего года бдительный председатель французского общества «Морального и общественного действия» не подал на автора (точнее сказать, на переводчика, коим значился Борис Виан) в суд за оскорбление общественной нравственности. Судебный процесс, который затронул болезненную не только для Америки, но и Франции тему расизма, вызвал большой интерес общественности и, не нанеся Виану морального вреда, принес ему косвенно большую материальную выгоду: роман «Я приду плюнуть на ваши могилы» был распродан в количестве 120 000 экземпляров

Исчезнувший в 39 лет Борис Виан успел побывать инженером, изобретателем, музыкантом, критиком, поэтом, романистом, драматургом, сценаристом, переводчиком, журналистом, чтецом и исполнителем собственных песен... Время отводило на все считанные секунды.

Роман «Сердцедер» (1953) был задуман Вианом еще в 1947 году, он относится к основной части творческого наследия писателя.

Сегодня его творчество органично входит в общий контекст XX века. Влияние оспаривается, наследие изучается, книги переиздаются и переводятся. Пустое место между Жаком Превером и Аленой Роб-Грийе заполняется. Виан признан классиком интеллектуального китча, ярким представителем послевоенного французского авангарда.

Это второй, после «Я заплюю ваши могилы», роман, вышедший в 1948 году под псевдонимом «Вернон Салливен», осужденный в 1950 и отправленный на костер вместе с первой книгой. В высшей степени характерное для Салливена произведение: роман, отвергнутой по соображениям морали, граничащей с глупостью.

Секс, кровь, смерть - как в любой великой книге, заслуживающей уважения.

И много остроумия - ведь книга написана Борисом Вианом.

Книга антивоенной направленности с мрачным, кровавым юмором.

Тема войны необычна для Виана. Это была поздняя реакция на рассказы друзей и своеобразная месть за смерть отца.

Несмотря на многократные заявления в том духе, что литература для него - только вид коммерции, Борис Виан (1920-1959) с самого начала своей литературной деятельности воспринимался в артистической среде Парижа как один из самых ярких представителей французского авангарда, подтвердив эту репутацию принесшим ему славу романом «Пена дней» (1947). Еще годом раньше вышел в свет роман «Я заплюю ваши могилы», подвергшийся впоследствии запретам, как и еще две книги, включая «Мертвые все одного цвета» (1947). Виан выдал это произведение за перевод из наследия американского мастера «жестоких» детективов Вернона Салливена. Эта маска потребовалась Виану, поскольку во Франции его книги производили слишком шокирующее впечатление предельной откровенностью, с какой изображена люмпенская среда огромного города. Преобладающая в романах Виана установка на абсолютную достоверность картины, где все названо своими именами, органично соединена в этой остросюжетной прозе с философской проблематикой бунта против жалкого человеческого удела, вызова бытующим представлениям о морали и самоутверждения личности, стремящейся создать для себя ситуации, которые требуют мобилизации всех духовных сил и готовности к гибели во имя сохранения свободы выбора и поступка. В западной литературе XX века Виан занимает место между Генри Миллером и Альбером Камю, сочетая договаривающий все до конца фактографизм с интеллектуальной насыщенностью, отличающей французскую прозу. Его книги, оставаясь популярными в самых разных читательских кругах, давно признаны современной классикой.

Борис Виан (10.03.1920 – 23.06.1959) – один из самых ярких представителей французского авангарда. Его бунтарская проза предвосхитила лозунги парижской студенческой революции 1968 года. Помимо десяти романов (шести под своим именем и четырех под псевдонимом Вернон Салливен), он – автор около 500 песен, пьес, опер, музыкальных комедий, новелл, поэм, спектаклей, сценариев и комментариев к фильмам, балетных либретто, статей и хроник для различных журналов. Он работал инженером и художественным директором фирм звукозаписи, играл на трубе, снялся в нескольких фильмах, нарисовал несколько картин, изваял несколько статуэток, был ди-джеем джаз-клубов, пел песни на сцене и записывал их на пластинках. Этих занятий хватило бы на несколько жизней, а не на 39 лет, отпущенных ему.

Однажды он сказал: «Человек всегда под личиной, так что чем больше ты рядишься, тем менее ряженым становишься» . Широкая публика знала его под несколькими личинами, но с тех пор, как с 1962 года стали переиздаваться его романы, на первый план вышла фигура романиста, автора «Пены дней».

Борис Виан родился 10 марта 1920 года в маленьком французском городке Виль-д’Авре. Его отец, Поль Виан, был человеком образованным и одаренным; знал несколько языков, переводил, писал стихи. Это был мастер на все руки: лил бронзу; любил спорт, с пятнадцати лет водил машину и даже имел собственный самолет. От отца Борис унаследовал изысканный вкус, жажду знаний и страсть мастерить руками.

Мать Бориса, Ивонна Вольдемар-Равене, прозванная детьми «матушка Пуш», происходила из богатой эльзасской семьи, владевшей нефтяными скважинами в Баку и несколькими промышленными предприятиями во Франции. Великолепная пианистка и арфистка, страстная любительница классической музыки и оперного искусства, Ивонна передала свое увлечение детям: трое из них стали музыкантами.

По желанию матери детям дали музыкально-поэтические имена. Борис был назван в честь «Бориса Годунова» – любимой оперы матушки Пуш.

Учился Борис легко. Уже в пятнадцать лет он получил степень бакалавра по латыни и греческому, в семнадцать – по философии и математике.

Друзей у Бориса и его братьев было великое множество. Они составляли обособленный, закрытый мир, имевший свои традиции, законы, кодекс чести и прозвища. За Борисом закрепилось прозвище Бизон, «Бизон Рави» (восторженный бизон) – анаграмма Бориса Виана – станет одним из псевдонимов писателя.

В ноябре 1939 он начал свой первый учебный год в Центральной школе – одном из крупнейших французских технических университетов.

12 июня 1941 состоялась помолвка, а затем и свадьба Бориса с очаровательной Мишель Леглиз. А месяц спустя молодая чета уже ждала потомства.

Времена были трудные, но молодежь не желала мириться с мрачной реальностью. Традиционные вечеринки, куда Борис и Мишель являлись с маленьким сыном под мышкой,не были единственным развлечением. Они много читали, очень любили американскую литературу, шумными компаниями ходили в кино. В июле 1942 после получения инженерного диплома Борис Виан работал во Французской ассоциации стандартизации, параллельно занимаясь музыкой и литературным сочинительством.

Главной страстью Бориса долгое время являлся джаз. В марте сорок второго Борис познакомился с Клодом Абади, тоже заядлым джазистом, и вошёл в состав оркестра. Оркестр некоторое время называли Абади-Виан, и он был весьма популярен. В ноябре 1945 на международном турнире в Брюсселе оркестр Абади завоевывает четыре кубка, приз и звание победителя. А в марте 1946, на IX турнире в Париже, он получает Гран-При. Теперь за ним слава самого старого любительского оркестра; по этому случаю все восемь музыкантов выступают с длинными белыми бородами.

Писать Виан начал после двадцати лет. В поездах между Парижем и Виль-д’Авре, на работе, в барах он сочинял стихи. Сборник «Сто сонетов» содержит 112 стихотворений, в том числе десять виртуозных сонетов-баллад.

В 1946 г. состоялось знакомство Бориса Виана с основоположником новой послевоенной философии Ж.-П. Сартром. Борис очаровал Сартра: бледный и загадочный трубач с кривой усмешкой на губах, умница и всезнайка, неутомимый собеседник, умеющий серьезную и скучную экзистенциалистскую беседу разбавить изысканно-насмешливой остротой. Журнал «Тан Модерн», провозвестник экзистенциалистской мысли, распахнул перед Борисом свои двери. Специально для Виана Сартр открыл новую рубрику; так родились придуманные Вианом «Хроники лжеца». Главной задачей хроникера было развлекать читателя и, не говоря ни слова правды, прозрачно намекать на реальные события. На страницах журнала увидели свет и отдельные главы из «Пены дней» и новелла «Мурашки», понравившаяся Сартру мрачным, кровавым юмором и антивоенной направленностью. Тема войны необычна для Виана. Это была поздняя реакция на рассказы друзей и своеобразная месть за смерть отца.

Сорок шестой год был для Бориса богат событиями, дружескими связями, работой. Дни проходили в Управлении бумажной промышленности, где он служил, вечера были сплошь заняты выступлениями в барах и кафе в Сен-Жермен-де-Пре, где кипела артистическая и интеллектуальная жизнь столицы. Дома Борис столярничал, вечно что-то мастерил. По ночам не мог спать, рассвет встречал за письменным столом – его, как многих сердечников, мучила бессонница. Сердечная недостаточность становилась все мучительней, организм быстро изнашивался. Борис торопился жить. «Каторжник – не тот, кто работает по принуждению, а кто не делает того, что обязан делать», – прочтут потом в его дневнике.

Под псевдонимом Вернон Салливан Виан выпустил следующие произведения: романы «Я приду плюнуть на ваши могилы», «Мёртвые все одного цвета», «Женщинам не понять», «А потом всех уродов убрать» и рассказ «Собаки, страсть и смерть».

Этот псевдоним был составлен из фамилий друзей писателя по джаз-оркестру (где сам Виан был тромбонистом): Салливана и Вернона. По легенде Вернон Салливан был афроамериканцем, которого не разрешали печатать в США за очень свободные взгляды, его якобы переводил Виан и он хорошо издавался во Франции.

Первый роман «Я приду плюнуть на ваши могилы» вызвал настоящий фурор, он сразу стал бестселлером. До сих пор суммарный тираж этого романа превышает тираж других произведений Виана. В 1947 году председатель французского общества «Морального и общественного действия» подал на автора (точнее сказать, на переводчика, коим значился Борис Виан) в суд за оскорбление общественной нравственности. Судебный процесс, который затронул болезненную не только для Америки, но и Франции тему расизма, вызвал большой интерес общественности и, не нанеся Виану морального вреда, принес ему косвенно большую материальную выгоду: роман «Я приду плюнуть на ваши могилы» был распродан в количестве 120 000 экземпляров.

К сожалению, Салливана и Виана начали путать и путают до сих пор. Лучше все-таки помнить, что Виан и Салливан – не одно и то же. Салливан – это прежде всего искусная имитация американского –черного– романа, нарочито вульгарная, лишенная немного странной и грустной виановской серьезности, его искристого юмора и изысканного вкуса.

За озорную шутку Виан расплатился годами преследований и нервного напряжения.

За всей этой шумихой с Салливаном никто не заметил новый роман Виана, четвертый по счету, – «Осень в Пекине». Борис написал его всего за три месяца. Это самый сложный и глубокий роман Виана, не разгаданный современниками. Это также самый «виановский» роман Виана.

Сравнительное благополучие конца сороковых обернулось для Бориса нежданным кризисом: осложнения в семейной жизни, трудности с изданием нового романа «Красная трава». В 1950 роман был опубликован никому не известным издательством «Тутен», но издательство никак не могло расплатиться с типографией, и книга в магазины почти не поступала. Критика на нее никак не отреагировала. Борис сделал все, чтобы забыть об очередной неудаче, и взялся за новую работу.

В 1950 он много пишет для газеты «Дан ле Трен», которая публикует его рассказы «Пенсионер», «Испытание», «Звезда экрана», «Мыслитель», «Убийца»... Борис не в состоянии ответить отказом ни на одну просьбу, тексты рождаются молниеносно, за несколько ночных часов; голова всегда полна невероятных, искрометных идей.

В 1951 Виан пишет пьесу в антимилитаристском духе («Полдник генералов»), одноактную комедию «Голова кругом» (буквально «Голова Медузы») и роман «Сердцедер», в котором правда о собственном детстве, вернее, о восприятии собственного детства. «Забавно, – отметит Виан в письме, – когда я пишу всякую дурашливую галиматью, это выглядит искренне, когда же пишу правду, все думают, что я шучу».

Один из экземпляров романа Виан подарит матери, которая, в сущности, виновата лишь в том, что излишне нежно и заботливо опекала свое больное, любимое чадо. Избыток любви порой так же мучителен, как и ее отсутствие.

В 1952 Борису предложили участвовать в написании сценария для грандиозного представления в «Роз Руж»: «Киновраки» («Cinémassacre»); это был сборник скетчей на тему кино. Спектакль имел оглушительный успех. «Люди визжали от восторга, а я стоял весь сине-зеленый, до того мне было страшно, – писал Борис в письме. – Представляешь, ведь даже не было генеральной репетиции! Я впервые видел их всех на сцене и скоро сам начал хохотать». Спектакль выдержал около четырехсот представлений в «Роз Руж», а потом перекочевал в кабаре «Труа Боде».

В начале пятидесятых Борис всерьез увлекся научной фантастикой. Любители фантастики учредили закрытый клуб «Савантюрье» – от «savants» (ученые) и «aventuriers» (искатели приключений) в состав которого вошел и Борис Виан. В эти годы Виан увлеченно переводил фантастику, писал научно-фантастические киносценарии.

«Виановский юмор» – это то, к чему все привыкли и чего ждали от Бориса. Это было то, что он отдавал другим. Но существовала и печально-серьезная сторона его таланта, то, что он не спешил выставлять напоказ: стихи тех лет. Позже почти все они были объединены в сборник «Неохота помирать» и опубликованы в 1962 году Жаном-Жаком Повером. Название сборника – по первой строчке первого стихотворения. Сборник этих стихов – вершина поэтического творчества Виана. Впервые автор говорит серьезно, от первого лица, отказавшись от спасительных каламбуров, иронии и насмешек. Стихи иногда трагические, одной из ключевых тем является смерть. Они лишены поэтических красот, нарочито просты, «разговорны». И очень искренни, как тихий разговор с собой.

Виан обращается и к различным музыкальным видам сценического искусства: песне, опере, пишет либретто для балетов. В августе 1953 с грандиозным успехом состоялась премьера оперы «Снежный рыцарь», автором либретто для оперы являлся Борис Виан. Спектакль проходил под открытым небом, на фоне руин канского замка, отличалось богатством декораций, костюмов и затраченных средств: сотни статистов, звукоусилители, живые лошади на сцене... После успеха «Снежного рыцаря» Виан страстно увлекся оперой и принялся за новые либретто.

Пробует себя Виан и в песенном жанре. Он предлагает свои песни различным певцам, пытается исполнять сам. Одна из песен Бориса называлась «Жертва прогресса» – о том, как бытовые приборы изменили человеческие и любовные отношения.

В кино он успел сыграть роль кардинала в экранизации «Собора Парижской богоматери» с Лоллобриджидой в роли Эсмеральды, летом 1957 снимается в фильме Анри Грюэля «Джоконда», снимается также у Пьера Каста в фильме «Карманная любовь» и «Прекрасный возраст»,

А вот о том, чтобы петь, уже не могло быть и речи. Волнения губительно влияли на здоровье. Но писать песни Виан продолжал. И даже создал французский рок.

23 июня 1959 года Виан пришёл на премьеру фильма, снятого по его триллеру «Я приду плюнуть на ваши могилы». Просмотр начался около десяти утра. Десять минут спустя Виан уронил голову на спинку кресла и потерял сознание. Умер он не приходя в себя по дороге в больницу.

После смерти писателя во Франции было образовано Общество друзей Бориса Виана. Книги Виана переведены на десятки языков, а самой популярной из них остается роман «Пена дней».

Родился Борис Виан 10.03.1920 в Виль-д"Аврэ. Французский поэт, прозаик, певец и джазовый музыкант. Пользовался псевдонимом Вернон Салливан. Является автором нескольких эпатажных модернистских произведений, который после своей смерти стал классиком литературы Франции. Он сумел явно предсказать восстание нонконформистских произведений 20-го столетия. Свои произведения писал и от своего имени, и под различными 24 псевдонимами, наиболее известным из которых является Вернон Салливан.

Биография Бориса Виана

Родился Борис в небольшом городке Виль-д"Аврэ, расположенном в непосредственной близости от Парижа. Обучение проходил в Центральной школе французской столицы, а далее в одном из наиболее крупных технических университетов Франции. После того, как получил инженерный свой диплом, трудился в ассоциации стандартизации Франции, не прекращая заниматься литературным сочинительством и музыкой. В 1944 году отца писателя убили грабители, которые проникли в их жилище.

Им было написано 10 романов, в числе которых довольно-таки знаменитая «Пена дней» (1946). Занимался переводами на французский язык сочинений Реймонда Чандлера. Под наиболее известным своим псевдонимом, он выпустил в свет такие произведения, которые были стилизованы под нуар: рассказ «Смерть, желание, собаки» и романы «Уничтожим уродов всех», «Женщинам не понять», «Мертвые все одинакового цвета», «Я плюнуть приду на могилы ваши». Составлен данный псевдоним был из фамилий товарищей по джазовому оркестру, в котором Виан сам играл на трубе: Вернон и Салливан. Если верить легенде, то Вернон Салливан являлся афроамериканцем, которого запрещали к публикации на территории Соединенных Штатов из-за свободных его взглядов, но он переводился Вианом и во Франции он издавался регулярно.

Первый из его романов под названием «Я плюнуть приду на ваши могилы», имел ошеломляющий успех и сразу превратился в бестселлер. До настоящего момента общий тираж данного произведения существенно больше тиража прочих его произведений. Писался роман на основании просьбы издателя, товарища Виана, дело которого терпело значительные убытки. Между тем, роман спустя некоторое время посчитали излишне смелым, порнографическим и очень вульгарным. Тиражи полностью сжигались, общества тех, кто борется за нравственность, организовывали против романа специальные движения. Порядком подустав от противостояния «почитателям нравственности», этот псевдоним Виан перестал использовать совсем.

Писатель в 1956 году перенес тяжелейший отек легких, и был направлен на курорт Сен-Тропе для прохождения курса лечения. В 1958 году у писателя отмечался нервный срыв. 23.06.1959 Виан посетил премьеру картины, снятой против его желания на основании им написанного триллера «Я плюнуть приду на ваши могилы». Просмотр был начат приблизительно в десять утра в «Пети Марбеф». Уже через десять минут после начала просмотра у Виана упала голова на спинку кресла, и он лишился сознания. Скончался он по пути в больницу, не приходя в сознание. Врачи диагностировали, что подуставшее сердечко писателя не смогло перенести волнений, связанных с премьерным показом. Похоронен он был на кладбище города Виль-д"Авре.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Виана Бориса представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Загрузка...