Стройка. Ремонт. Самоделки

Богородица рожана - ведизм - история - каталог статей - любовь безусловная. Рожаница – знак Лады, Небесной Матери: значение, отличия Род и рожаницы древнейшие славянские боги

В современном язычестве давно принято считать, что богинями пряхами, то есть богинями, плетущими нить судьбы человека, являются две богини — Доля и Недоля (Среча и Несреча), а богинями покровительницами рождения — Рожаницами являются три богини — Макошь Лада и Леля. Но так ли это? Возможно, что и то и другое утверждение частично неверно? В этой статье я не будут утверждать, что все нижеизложенные предположения являются фактами. Скорее, это версия и материал к размышлению.

Начнём по порядку. Сначала разберём кто такие Доля и Недоля и возможно ли, что богинь-прях вовсе не две, а затем попытаемся разобраться с Рожаницами.

Доля и Недоля, которых также называют Среча и Несреча, считаются богинями, которые плетут нить судьбы. Доля плетёт ровную и счастливую жизнь, а Недоля плетёт проблемы, страдания и кончину человека. Удивительно, но при упоминании Доли и Недоли почему-то все забывают указать на , хотя Макошь, судя по мифологии славян, является хозяйкой судьбы человека. Если привести аналогичные верования других древних народов, то мы увидим поразительный факт, что практически везде богинь судьбы именно три.

1. У римлян — парки: Нона тянет пряжу, создавая судьбу; Децима наматывает кудель на веретено, распределяя различные пути жизни; Морта — перерезает нить, заканчивая жизнь человека.

2. У греков — мойры: Клото — прядёт жизнь, Лахесис — определяет судьбу; Атропос — перерезает нить жизни.

3. У скандинавов — норны: Урд — создающая судьбу (прошлое); Верданди — становление судьбы или путь судьбы (настоящее); Скульд — будущее.

4. У южных славян — судженицы. Имена суджениц неизвестны, однако о том, что их было три, говорит тот факт, что в период двоеверия образы суджениц перенеслись на трёх христианских святых — Богородицу, святую Петку (Параскева Пятница) и святую Неделю (святая Анастасия).

То, что славянское, германо-скандинавское, римское и греческое язычество имеют одно происхождение, ведущее свою историю от индо-европейцев, уже давно доказано. Естественно, что за тысячелетия многое из этих верований сильно исказилось, однако, как мы видим, некоторые основополагающие вещи остались на своих местах. Таким образом, можно предположить, что мы несправедливо называем только двух богинь судьбы Долю и Недолю, а Макошь, только как их владычицу, потому что, по всей видимости, Макошь, Доля и Недоля являются тремя пряхами (а как вы узнаете чуть позже богинями пряхами могут являться только две богини, они же богини-рожаницы Макошь и Доля). Макошь создаёт нить жизни (здесь же, кстати, мы можем увидеть и её статус Рожаницы), Доля плетёт судьбу (возможно, что не только хорошую, но и плохую), а Недоля перерезает нить жизни.

Теперь стоит разобрать, кто такие Доля и Недоля. Если мы вернёмся чуть назад к древнеримским паркам, то увидим, что третья богиня-пряха, перерезающая нить жизни — Морта. Морта очень созвучна с нашей богиней . Конечно, можно предположить, что это всего лишь созвучие, однако если разобрать более подробно образ Мораны, то это кажется не такой уж и неправдоподобной версией. Морана в славянской мифологии — богиня смерти, богиня, которая забирает жизнь. Неужели сразу две богини — Морана и Недоля — участвуют в смерти человека? Я не пытаюсь опровергнуть такой вариант, но мне кажется сомнительным, что древние славяне или тот пранарод, из которого вышли славяне, имели такой сложный и не совсем логичный пантеон. Если принять во внимание тот факт, что Морана является богиней смерти, которая перерезает нить жизни, то выходит, что она и есть эта самая Недоля, Несреча, Морта, Атропос, Скульд.

Посмотрим с другой стороны, почему Морана могла быть третьей богиней судьбы. Сопоставим родственный пантеон богов. Из римского пантеона мы видим, что богиня мёртвых Прозерпина, которая соответствует нашей Моране, является дочерью Цереры, которая, в свою очередь, является соответствием нашей Макоши. В греческом пантеоне Персефона (Морана) является дочерью Деметры (Макошь). Таким образом вполне возможно предположить, что Морана была третьей пряхой потому, что является дочерью главной пряхи — Макоши. Поэтому именно Мара, Морана, Марена — дочь Макоши и богиня смерти является третьей богиней судьбы, оканчивающей жизнь человека.

Спрашивается: кто тогда богиня-судьбы — Доля, прядущая судьбу человека? На это также можно посмотреть с двух сторон — по родственным связям и по виду деятельности богини. Всем, кто знаком с язычеством, прекрасно известно, что дочерью Макоши (главной пряхи) является . Кем же ещё быть Доле, как не Ладой — дочерью Макоши и сестрой Мораны?! Больше того, Лада в мифологи славян — это богиня жизни, богиня любви и брака, богиня весны, покровительница рожениц. Именно она как нельзя лучше подходит под «роль» той самой Доли, которая занимается плетением судьбы человека. Здесь мы можем предположить, что тремя богинями судьбы в глубокой древности были Макошь и её дочери Лада и Морана. Доля и Недоля могли появиться впоследствии не как имена богинь, а как обозначение их деятельности, то есть Лада плетёт долю (судьбу др.слав), а Макошь перерезает нить жизни, то есть является недолей (конец судьбы).

С тремя богинями судьбы мы разобрались, а теперь можно перейти к богиням Рожаницам . Сегодня считается, что богинь Рожаниц также три — Макошь, Лада и . Так как мы не упоминали ранее этого имени, то стоит напомнить, что Леля является дочерью Лады — покровительница весны и любви. Богини Рожаницы, если судить по исследованиям историков-славянистов, в частности, по работам Бориса Рыбакова, являются одними из самых древних богов. Их изображения в виде лосих находят на древнейших археологических артефактах. Интересно, что древних лосих-рожаниц было две, а не три. Две Рожаницы изображены и на посуде, и в виде различных изделий, украшений и даже идолов. Третья Рожаница появилась после того, как исследователи славянской культуры стали интересоваться зодчеством, вышивкой и различными изображениями, где по большей части представлены именно три богини — одна в центре, часто на коне, в виде коня или лося, и две богини по бокам. Считается что это три богини-рожаницы, однако так ли это? Может быть, это мнение ошибочное и в виде трёх богинь древние и средневековые славяне изображали богинь-судьбы, а не Рожаниц?

Судя по всему, это действительно может быть так. Богинь-рожаниц по всей видимости должно быть две — Макошь и её дочь Лада. Богиню смерти Мару славяне не могли причислить к Рожаницам! Конечно, дочь Лады — Леля прекрасно подходит под третью Рожаницу, так как является покровительницей любви и браков, весны и молодости, рождения и рожениц. Настолько прекрасная богиня удивительно удобно встраивается в поверие о трёх Рожаницах, однако факты говорят о том, что их было две изначально, а под видом трёх изображали богинь судьбы, хотя, как вы узнаете далее, существенной разницы между ними нет.

Это не последняя головоломка в том, что касается Рожаниц и богинь судьбы. Здесь необходимо вспомнить также и поверие в и Рожаниц. Забегая вперёд, сразу стоит сказать, что, скорее всего, под Рожаницами и богинями судьбы понимали одних и тех же божеств, а разные наименования были необходимы для указания на те или иные сферы деятельности этих божеств, то есть, к примеру, Макошь как богиня-рожаница и Макошь, как богиня судьбы, Лада-рожаница и Лада богиня судьбы. Например, историк-славянист И. И. Срезневский сопоставлял Рожаниц или Рожаницу с греческими мойрами — богинями судьбы. А вот по мнению историка Н. И. Зубова, правильнее говорить не «Род и Рожаницы», а Рожаница и Род. По его мнению, Рожаница — это мать бога Рода. Неизвестно, было ли имя у матери Рода или для понимания её величия достаточно было назвать её рождающей Рода. По другим версиям, Рожаницы — это и вовсе те же души предков, которых также называли русалками, берегинями, вилами. Поэтому в древнем мире верили в верховного бога Рода и Рожаниц, то есть бесчисленных духов предков, которые обитают в этом мире или между двумя мирами. Также стоит упомянуть версию, по которой Род и Рожаницы состоят в «брачных» отношениях, то есть Род (род — родить, рожать) и Рожаница (роженица), как мужское и женское божество, покровительствующие плодородию на земле, то есть покровительствующие зарождению и процветанию всей жизни на земле. Однако все приведённые версии, кроме версии Срезневского, лично мне кажутся несостоятельными.

Род и Рожаницы покровительствуют жизни. В представлениях древних славян покровители жизни были не только божествами, дающими жизнь, но и предопределяющими судьбу человека. Некоторые историки делают предположение, что такое поверие пошло от того, что судьба древнего человека зависела от урожая в этом году, то есть от того, как распорядятся Рожаницы. Впоследствии такое поверие привело к тому, что изначальные богини рождения жизни и плодородия стали и богинями судьбы, которые плетут судьбу всему живому.

И ещё одно, что может прояснить путаницу между Рожаницами и богинями судьбы. Здесь стоит вспомнить тот исторический факт, что в глубокой древности верховным было божество женского рода — Макошь. Впоследствии, когда наступил патриархат и стали почитаться по большей части именно боги мужского пола, вдруг появляется Род, который выполняет те же самые функции, что и Макошь. То есть можно с большой степенью уверенности сказать о том, что Род — это мужская замена Макоши, и тогда всё встаёт на свои места. Проще говоря, сделаем вывод :

В древности существовали богини рождения, то есть богини порождающие всю жизнь на земле. Рыбаков их называет двумя небесными лосихами. Для нас они — Макошь и её дочь Лада. Впоследствии Макошь превращается в Рода (род — рождение). Лада остаётся Рожаницей. Под воздействием поверий в то, что боги рождения заведуют судьбами людей, Макошь и Лада становятся богинями судьбы. Здесь опять же есть старшинство — хозяйка Макошь, которая создаёт человека (рождает) и богиня, которая прядёт саму судьбу человека (Лада или Доля). Однако каждый человек проходит через рождение, жизнь и смерть. Поэтому к богиням-пряхам, прибавляется третья богиня, которая перерезает нить жизни, — Мара (Недоля).

Вера народа в эти божества была повсеместна, устойчива и неистребима. Упоминания об этих божествах встречаются во многих древнеславянских рукописях. До наших дней дошла даже календарная дата празднеств и пиров в честь рожаниц - 8 сентября/21 сентября, день Рождества Богородицы. Чтобы народ признал церковные праздники; Церковь примирилась с "бесовской" трапезой в честь Рода и рожаниц. К сожалению, в дошедших до нас письменных памятниках не раскрывается сущность тогдашних представлений о Роде: вопрос о почитании Рода и рожаниц - самый темный и запутанный.

Первое упоминание о Роде и рожаницах - это "Слово святого Григория, изобретено в толцеях о том, како первое Погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят" (для краткости его называют "Слово об идолах"). Предполагается, что "Слово об идолах" было написано в начале XII в. на корабле, плывшем по Эгейскому морю в Константинополь через Афон. Русский автор пользовался греческим текстом 39-го слова Григория Богослова "На святые светы явлений господних", которое он сокращенно перевел и дополнил своими наблюдениями о русском язычестве. Это произведение очень ценно для истории русского язычества. Особенно интересна периодизация славянских верований, приведенная автором "Слова об идолах". Если перечислить этапы славянского язычества, упоминаемые там, в хронологическом порядке, то мы получим следующий список:

  • Славяне первоначально "клали требы* упырям и берегиням".
  • Под влиянием средиземноморских культов славяне «начали трапезу» ставити Роду и рожаницам".
  • Появляется культ Перуна (возглавившего список других богов).
  • По принятии христианства "Перуна отринуша", но "отай" (в тайне) молились как множеству богов, возглавляемому Перуном, так и более древним - Роду и рожаницам.
  • Этот перечень интересен, прежде всего, своей самостоятельностью и тем, что он не приноровлен ни к библейским, ни к византийским сказаниям. Автор "Слова об идолах" приводит систему воззрений наших предков на мир, построенную из трех элементов: силы зла, силы добра и людей, приносящих жертвы тем и другим.

    Изображение Рожаниц в позе рожающей женщины в Русской вышивке.

    Эпоха Рода поставлена в этом списке между далекой первобытностью и эпохой Перуна (дружинным язычеством зарождающегося феодального государства). Она продолжалась довольно длительный промежуток времени перехода от охоты и рыболовства к земледелию и скотоводству. Важно, что автор "Слова об идолах" считал культ Рода одной из мировых религий, которая некогда господствовала в Египете, Вавилоне, Греции, Риме и славянском мире. Он сопоставляет Рода с египетским богом Осирисом. В одном из списков "Слова об идолах" (Паисиевском) есть дополнение, где Род и рожаница уподоблены эллинским Артемиду и Артемиде. Однако в античной мифологии не существует бога Артемида: единственное мужское божество, близкое Артемиде, -это ее брат Аполлон. Итак, в поисках аналогий Роду автор обращается не к мелким божествам, а к божествам наивысшего ранга.

    Иногда Рода считают божеством, воплощающим единство рода) единство потомков одного предка, ограничивая его рамками одной семьи. Порою он рассматривается старшим над рожаницами, но, опять-таки, в пределах только одной семьи или одного княжеского дома. Тем самым принижается роль центрального персонажа славянской мифологии.

    По представлениям древних славян, с верой в Рода и рожаниц соединялась идея судьбы, предопределения. Случайности, подстерегающие человека, не могли не поражать его фантазию - тем более, что в первобытном своем состоянии он всецело отдавался матери-природе, и все, что ни случалось с ним, объяснял влиянием добрых или враждебных сил, действующих на него извне. По мнению древних, жизнь, со всеми ее радостями и бедами, уже наперед определялась при самом рождении младенца. На такую связь Рода и рожаниц с судьбою указывает народная поговорка: Так ему на роду написано!

    Несомненно, что славянское понятие, обозначенное словом Род, включало в себя идею плодородия, урожая (на это указывают слова с корнем "род" - "рож"). Для славян, занимающихся земледелием, было совершенно естественно сочетать в одном понятии судьбу и урожай, ибо их судьба напрямую зависела от урожая. Поэтому Рода надо расценивать как очень значительное божество плодородия, повелевающее землей.

    В одной русской рукописи XVI в. говорится: "то ти не Род седя на воздухе мечет на землю груды и в том рождаются дети". Таким образом, Род выступает не в качестве олицетворения рода, а как сам Создатель. Язычники именно Рода считали создателем новой жизни на Земле. Для того чтобы родились дети, языческий бог должен сбрасывать с неба какие-то "груды", способствующие рождению.

    Наиболее вероятно, что это слово означало просто дождевые капли ("грудие" - капли, "грудие росное" - капли росы, "градные груды" – дробинки града). Рукопись же эта опровергает мнение язычников, что возникновение жизни на земле производится Родом, орошающим Землю небесными каплями, вследствие чего рождаются дети. Здесь Род выглядит Зевсом, сошедшим к Данае золотым дождем. Далее Род представляется не только продолжателем жизни, но и творцом мира: "Всем бо есть творец бог, а не Род".

    Ценным свидетельством о значимости Рода и рожаниц является «Слово Исайи пророка, истолковано святым Иоанном Златоустом о поставляющих вторую трапезу Роду и рожаницам". Это поучение посвящено исключительно культу Рода и рожаниц. Считается, что "Слово Исайи пророка" создано не позже середины XII в., близко по времени к "Слову об идолах". "Слово Исайи пророка" представляет собой сокращенный пересказ 65-й главы Книги пророка Исайи, входящей в Библию. Смысл создания этого произведения заключался только в том, чтобы обрушить всю тяжесть библейских проклятий на Рода и его двух рожаниц. Автор приравнивает Рода к могущественному Ваалу, "шествующему по небесам", Род рассматривается как соперник библейско-христианского Бога-Отца - создателя всего сущего на Земле. Примечательно упоминание неизвестного автора о том, что, по мнению язычников, Род "сидит на воздухе", т. е. находится где-то на небе, в божественной сфере. Этим еще раз Род уравнивается с Ваалом, "ездящим на облаке".

    Интересно рассмотреть древнерусские слова, содержащие корень "род". Ранее уже упоминалась первая группа слов, связанных с понятием родства и рождения: род, народ, родичи, родня, родина, рождать, природа, урожай. Кроме названной группы слов, существуют слова с этим корнем - это обозначение воды, водного источника - "родища", родника, а также и цветов, растущих около воды, - лилий ("родий").

    И последняя группа слов, объединенная смысловым понятием: огненное, красное пламенеющее, молниеподобное: родиа - молния; рдеть, рьяный-красный, краснеть, родь-ство - геена огненная ("родьство огньное" - так переводили понятие пекла славянские переводчики в разных городах и в разные века), родиа - плод граната. Слова-омонимы, обозначающие молнию и плод граната, позволяют уяснить, о какой именно молнии идет речь, - красному круглому гранату подобна лишь шаровая молния. Связь Рода с молнией и громом объясняет нам афоризм Даниила Заточника: "Дети бегают рода, а господь пьяного человека".

    Таким образом, Род предстает перед нами всеобъемлющим божеством Вселенной со всеми ее мирами: верхним, небесным, откуда идет дождь и летят молнии; средним миром - природы и рождения; и нижним - с его "огненным родством". Теперь становится понятным противопоставление Рода христианскому богу, вседержителю Вселенной Саваофу. В ранних переводах библейской книги Бытия, в которой повествуется о сотворении мира, именуется "Родьство", а бог-творец - "рододелатель".

    А что же неизменные спутницы Рода - рожаницы? Как могло получиться, что Род, равный христианскому божеству - Творцу Вселенной, в источниках всегда упоминается с рожаницами - божествами меньшими по масштабу? Ответ можно получить, если вспомнить античных мойр, с которыми часто сопоставляют рожаниц: ведь мойры - богини судьбы человека были дочерьми Зевса и Фемиды. Зевс повелевал миром, а мойры выражали волю богов, прядя нить жизни или обрывая ее в назначенный срок. Мойры так же относятся к Зевсу, как, например, христианские ангелы-хранители - к Саваофу. Благодаря этим сопоставлениям становится более понятной связь Рода и рожаниц.

    Культ рожаниц как женских божеств, покровительствующих рождению, должен был быть многозначным, в нем объединялись и черты культа общей плодовитости (людей, промысловых зверей, домашнего скота), и представления земледельцев о богинях урожая. Может быть, корни культа рожаниц надо искать в древних верованиях праславян в оберегающие силы - берегини. С культом рожаниц могли быть связаны мифы охотничьих народов о двух небесных хозяйках, полуженщинах-полулосихах, рождающих всех земных лосей и оленей на потребу людям и волкам.

    Рожаниц, очевидно, было две. Именно две "рожаницы"- лосихи (мать и дочь) в сибирских охотничьих мифах, две богини наполняют все трипольское земледельческое искусство. Две богини, мать и дочь, присутствуют и в греческой мифологии: Деметра и Персефона - южная пара, Лето и Артемида - северная пара, к которой близка славянская пара "рожаниц" - Лада и Леля, в свою очередь, сближающаяся с литовской Великой Ладой (Дидис Лада).

    Культ рожаниц отличался от остальных языческих обрядов прежде всего своей явностью, открытостью, торжественными пирами в честь богинь, частично замаскированными празднествами Рождества Богородицы. Принявшие христианство русские люди Х1-Х11 вв. все еще, по свидетельству автора "Слова об идолах", устраивали трапезы Роду и рожаницам с соблазняющей всенародностью; в противоположность этому "кладение треб" другим языческим богам производилось тайно.

    Во всех христианских поучениях против язычества все славянские божества упоминаются обычно общим перечнем, но Род и рожаницы всегда выделяются особо. К трапезам в честь этих божеств авторы поучений возвращаются повторно. Эти языческие пиры занимали видное место. Рожаничные трапезы особенно тревожили церковников как самое заметное и неистребимое проявление язычества.

    Календарное место праздника рожаниц в годовом цикле объясняет его значение и торжественность рожаничных пиршеств. День Рождества Богородицы для всех восточнославянских областей - это праздник урожая, праздник завершения главнейшего цикла земледельческих работ. Страда закончена, хлеб - в закромах, урожай окончательно известен. Именно этот урожайный характер праздника и определял состав яств на рожаничных трапезах: хлеб, каши из разных круп, сыр, творог и хмельной мед. Вплоть до наших дней православная Церковь на праздник Рождества Богородицы производит "благословение хлебов". Таким образом, языческая сущность праздника вошла в конце концов в церковную практику.

    Ритуальные пиры в честь Рода и рожаниц, по-видимому, происходили так: после уборки урожая устраивалось "собрание", на котором пелись песни, порицаемые церковниками, поедались кушания из продуктов земледелия и холили по кругу чаши с медом. Древний праздник Рода и рожаниц стал "второй трапезой", организуемой после церковного дня - вероятно, на следующий день, 9 сентября.

    Итак, главный праздник Рода и рожаниц был общественным осенним праздником урожая. Вторично Рода и рожаниц чествовали на Рождество Христово (после 25 декабря). Оба эти приурочения к христианским праздникам объясняются не только вполне понятными и очень древними представлениями о необходимости благодарить богов за урожай и о зимнем солнцестоянии как переломном моменте зимы, но и тем, что и в том и в другом случаях в христианской мифологии действуют "рожаницы" - рожающие богини. В первом случае - это Анна, родившая Марию, а во втором - Мария, родившая Иисуса. Христианские персонажи легко слились с древними языческими рожаницами, что и позволяло широко праздновать древнее благодарственное моление под прикрытием церковных обрядов.

    Славянская мифология Боги Мифические существа

    Богини рожаницы - неоднократно упоминаемые в славянских заговорах богини: Мать Лада и ее дочь Леля . Покровительницы беременных и рожаниц.

    Современные учёные, обработав большой археологический, этнографический, языковедческий материал, пришли к выводу, что Рожаниц было две: Мать и Дочь.

    Рожаница-Мать связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Этому вполне отвечает образ зрелого материнства: вспомним - плодоносную Осень художники обычно изображают немолодой женщиной, доброй и полнотелой. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Древние славяне дали ей имя Лада , и с ним связано, пожалуй, не меньше слов и понятий, чем с Родом. Все они имеют отношение к установлению порядка: "ЛАДить", "наЛАЖивать" и так далее. Порядок при этом мыслился в первую очередь семейный: "ЛАДа", "ЛАДо" - ласковое обращение к любимому супругу, мужу или жене. "ЛАДины" - свадебный сговор. Болгарское "ЛАДуванье" - гадание о женихах.

    У древних славян также была Богиня по имени Леля - дочь Лады, младшая Рожаница . Вдумаемся: недаром детскую колыбель часто называют "люлькой", нежное, бережное отношение к ребёнку передают словом "лелеять". Аист, якобы приносящий детей, по-украински - "лелека". А само дитя и сейчас иногда называют ласково "лялечкой". Так родилась славянская Леля - Богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности. Славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае. Лелю-Весну торжественно "закликали" - приглашали в гости, выходили встречать её с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь?

    Праздник Рожаниц справляли весной - 22-23 апреля. В этот день приносили жертвы растительными и молочными продуктами, которые торжественно, с молитвами съедали на священном пиру, а потом ночь напролёт жгли костры: огромный, в честь Лады, и вокруг него ещё двенадцать поменьше - по числу месяцев года.

    Согласно традиции, это был женский и девичий праздник. Парни и мужчины смотрели на него издали.

    Лада

    Лада – богиня первого поколения славянских Богов. Лада у наших предков считалась богиней красоты, любви и счастья. Она также выполняла функции покровительницы семейного очага. Это одно из верховных женских начал, которое в славянском пантеоне светлых богов олицетворяло собой женский идеал, но ни в коем случае не идеал материнства. Мать, хозяйка дома – это Макошь.

    В тоже время Лада – это не девочка-весна, как Леля, это образ женщины, готовой к замужеству, но не вступившей на стезю супруги воина. Хотя многие исследователи полагают Ладу богиней брака.

    Лада богиня изображалась молодой (25-30 лет) женщиной, иногда – с зеленоватыми волосами. Вокруг нее всегда вьются бабочки, а ее наряды состоят из листьев и в них преобладают естественно-природные цвета – зеленый, лазурный и багряный. Лада всегда весела, она наполняет вир теплом, добротой и любовью. Но любовь Лады искренняя, чистая и никак не связана с плотскими утехами. Лада – возвышенный образ женщины.

    Лада - мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Богиня Земли.
    Лада считается семейным божеством, широко распространенным в славянском фольклоре.

    Лада – сакральный женский образ наших предков, в котором заключена вся непобедимая и непреодолимая солярная мощь Богов. Великая богиня Лада– покровительница незамужних женщин, аллегория сил плодородия и любви. В этом образе переплелись многие каноны славянского мироустройства, такие как мудрость, честь, прямота, искренность, которыми некогда обладали все женщины нашего народа.

    Леля

    Леля – богиня весны, девичьей любви, искренности и красоты. Дочь Лады, сестра (по другим источникам – племянница) Живы и Марены. Почиталась наравне с Ладой. Традиционные обрядовые элементы, связанные с этими двумя богинями, в славянской культуре практически неотделимы.

    Леля – образ юной, чистой и светлой девушки, только-только достигшей возраста, когда ей можно выходить замуж. Это легкая и нежная аллегория предвечной чистоты непорочного женского сердца, его силы, непобедимой и непреодолимой для зла. Эту богиню наши предки представляли молодой русоволосой красавицей, уже не девочкой, но еще не женщиной, хранительницей очага. Именно поэтому образ Лели в отличие от Лады или Макоши никогда не рассматривается в соответствие с бытом. Леля всегда в окружении дикой природы – на опушке леса, у реки. Ее волосы гладит ласковый теплый ветер, ее рук касаются своими влажными носами лани и лисицы. Это беззаботное создание, лишенное даже намека на воинственность или агрессию.

    У Лели есть своя руна, которая называется ее именем. Руна Леля символизирует воду в ее активном игривом проявлении («лила» с санскрита переводится как «игра»). Это легки, но мощный весенний поток, который навсегда стирает прошлое и несет с собой обновления для всего мира.

    Символ Лели – береза. Ее символизм – образ молодой девушки, готовой подарить свое тело и душу лишь одному мужчине, своему возлюбленному.

    Однако Леля – это образ немного грустный, не смотря на весь его позитив и жизнелюбие. Сохранилась легенда, которая повествует о том, как Леля полюбила Ярилу, сына Велеса. Полюбила открыто и всем сердцем, как только может любить подобное росинке чистое сердечко, не тронутое ни болью, ни бедами. Ярила в ответ на признание Лели только улыбнулся ей и сказал: «Я тоже люблю тебя, дева зари! И Мару люблю. И Ладу. Я люблю всех женщин, ибо от отца я унаследовал буйную неконтролируемую силу эмоций! Но если хочешь, то я буду с тобой и буду твоим. Но лишь на время». Такие речи обидели Лелю и она справедливо решила не связывать себя с богом весеннего солнца. Но в тайне она еще долго любила этого неистового и бесшабашного молодца, пока на повстречала на своем пути Финиста. Финист и Леля полюби друг друга, и вскоре поженились, но вечно молодая богиня весны навсегда сохранила в своем сердце маленькую искорку неугасимого чувства к Яриле.

    • < 4) Славянский календарь
    • Богини скорби Желя, Карна и Мать сыра земля >
    СЛАВЯНСКИЕ БОГИ: РОД И РОЖАНИЦЫСЛАВЯНСКИЕ БОГИ: РОД И РОЖАНИЦЫ

    Род — это первейший славянский бог, творец, "родитель" Вселенной, всего видимого и невидимого мира. Это "отец и мать" всех богов, воплощение нерушимости славянского племени, все многочисленные потомки которого некогда произошли от одного общего предка. Это священное начало, из которого всё исходило и куда всё возвращалось. Когда рождается человек, его будущая судьба записывается в книгу Рода, и "чего на роду написано", никому не миновать! Южные славяне называют книгу, где записаны все неминуемые события, Рожденником.
    С верою в Рода и его дочерей Рожаниц соединялась идея судьбы, предопределения. Им совершались жертвенные приношения.
    Рожаницы потому так и зовутся, что они присутствуют при рождении человека и определяют его участь при самом появлении на свет. По указаниям старинных азбуковников, рожаницами "нарецают семь звёзд, глаголемых планеты, и кто в какую планету родится — и по той планете предвозвещают нрав младенца, и к коим похотям естеством уклонителен будет. Один тяжкого нрава рождается, яр и гневлив и дерзок во бранях, а другой сластолюбив и удобен на блудное смешение и прочее".
    Вещие девы-Рожаницы могли оказаться везде и всюду заглянуть: на землю и под нее, в пещеры и в жилища, поэтому они обладали властью над судьбой человека. Лада и Мокошь — тоже из числа Рожаниц. Рожаницам родственны все девы судьбы: Доля и Недоля, Среча и Несреча, Судица. С ними схожа древнегреческая Артемида, одно из имен которой было Эйлейвита — рождающая.
    Во многих русских песнях звучат упоминания о звёздах — определительницах судьбы:

    Ты скажи-скажи, моя матушка родная,
    Под которой ты меня звездой породила,
    Ты каким меня счастьем наделила?

    Богатырь Добрыня горюет о своей неудачной судьбе, а мать отвечает:

    Видно, ты, чадо моё милое,
    Зародился ты не в ту звезду,
    Не в ту минуту —
    Бессчастную, бесталанную!

    Другой богатырь, Василий Буслаевич похваляется: "Недаром же моя счастливая звезда дала мне силу богатырскую!" До сих пор живы выражения "родиться под счастливой звездой", "закатилась моя звезда" (т.е. удача покинула)...
    Рожаницы были, вместе с Ладой и Мокошью, покровительницами женщин и брачных союзов. Считалось, что возглавляет их Золотая Баба.
    Отцу богов Роду и его дочерям издревле принадлежала творческая, призывающая к жизни сила, на что указывают слова, в которых до сих пор звучит его имя: "роды", "рождение", "родители", "родной", "народ", "урожай", "порода", "зародыш" и другие.
    Жертвы Роду и Рожаницам приносили в старину во время поминальных трапез, когда чествовали усопших предков. Это были каша, хлеб, сыр, хмельные напитки. Поначалу жертвы приносили именно женщины, потом культ Рода остался в основном среди мужчин, ну а Рожаницы больше почитались женщинами.
    У западных славян Род звался Родавоном и изображался человеком с могучим фаллосом либо в виде фаллоса, наделенного лицом.


    Вообще-то это не словянские Боги, а Ангелы которые отпал и от Истинного Бога, которые поверили Дьяволу что Бог обманщик и что обманывает их и после того как эти Ангелы устроили войну на небе, то Господь скинул их на землю что бы они вводили людей в заблуждение и не обратили свое внимание на истину и теперь эти Ангелы это идолы на самом деле которых нет больше. Наш Единый и Единственный Бог это Бог Отец с которого и начинается Святая Троица, Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, Бог Сын - это наш Господь и Спаситель Иисус Христос, которому Единому Честь и Слава и любовь, а всё остальное это миф и сказка, ерись, наш же Господь Бог не сказка, а реальный и настоящий Бог который может всё и ему никаких слуг не надо в виде славянских Богов которых никто не знает, кто они и что, у Господа есть Ангелы которые сохранили верность свою перед Господом и они Ему помогают. А Род и изображение его это скорее всего сам Господь наш Иисус Христос в белом воплощении.
    galaktionolj 19 мая 2019 ответить
    Да да да, а где же сейчас он и почему тогда не Род послал своего сына что бы спасти мир, а Бог Отец Иегова, если бы не Господь то и людей бы небыло, все мы давным давно в аду были, но Господь со всей своей милостью к нам и любовью помогает человеку и даёт шанс, на и проявление, где тогда Библия Рода некоегова, да потому что вашего рода никогда небыло это всё передумали язычники что бы ввести людей в заблуждение и что бы они не прправильной вере пошли, только каждый человек имеет право сам выберать какой веры ему быть, Господь и есть и славянский и Христианский и истинный и настоящий Бог который сотворил всё и который является родителем всех людей потому что Он взял на себя грехи мира, а Бог Отец Иегова пожертвовал своим Единственным сыном ради нас людей! Не смейте вводить людей в заблуждение этим вы и себе самим плохо делаете, мне бы видеть ваши взгляды на то и тогда, когда Господь Иисус Христос придёт на землю, не анти Христос, а тот кто заплотил своею дароносицей, своей кровью за наши грехи и за нашу жизнь, это очень дорого стоит, а Род не придёт, потому что его никогда небыло, нет и не будет, зря вы это делаете!

    Здравствуйте, дорогие ученики! Приветствую вас на очередном уроке по Славянской мифологии. Рассаживайтесь поудобнее и давайте начнём.

    Сегодня мы заглянем в самое начало. Кто был первым богом? Богом всех богов? Очень часто ученики вспоминают Перуна и говорят, что это самый главный славянский бог. В этом утверждении есть некоторая доля правды. Перун был главным славянским божеством, но только в определённый исторический момент. Мы ещё подойдём к этому моменту, а пока нам предстоит выяснить, откуда же пошли боги. У славян на этот счёт есть чёткий ответ - от Рода.

    Род - это довольно тёмный "персонаж" в славянской мифологии. "Тёмный" не в смысле олицетворения тёмных, злых сил, а потому, что память о нём в славянах уничтожалась наиболее планомерно. А вот почему, сейчас мы попробуем разобраться.

    Итак, Род. Именно он считается первым богом, от которого пошли другие боги, хотя сейчас многие отводят ему роль эдакого домового, хранителя домашего очага. А другие вообще о нём не упоминают, как будто и не было такого бога. Однако давайте обратимся к наиболее достоверным источникам, а это, конечно же, не современные пересказы, а наиболее древние рукописи.

    Первая такая рукопись, которая дошла до наших времён, - это перевод "Слова об идолах" Григория Богослова. Русский книжник путешествовал на рубеже XI-XII веков на корабле по Эгейскому морю. Скорее всего, он ехал из "Святой земли" или из Египта. Перед глазами нашего путешественника проходили почти все культовые места античной Греции, с которыми были связаны обличения святого Григория: остров Крит, родина Зевса, храмы Афродиты и Артемиды, оракул Аполлона в Дельфах и многие другие руины античных языческих храмов. Hе yдивительно, что pyсский паломник заинтеpесовался пpоизведением Гpигоpия Богослова, котоpое хотя и не было пyтеводителем по античным дpевностям, но кpасочно описывало гpеческие и малоазийские обpяды и обычаи, связанные с маpшpyтом коpабля, шедшего в Цаpьгpад чеpез Афон (Святая гора в Македонии), то есть с юга, со стоpоны Сpедиземного моpя. А на коpабле, очевидно, оказался гpеческий текст твоpений святого Гpигоpия, котоpым и воспользовался наш автоp.
    Имя этого путешественника осталось неизвестным, зато до нас дошли его заметки. Перевод не был литературным. Он, надо сказать, даже был беспорядочным. Но в нём больше всего нас интересуют именно "заметки на полях". Автор снабжал перевод того или иного кусочка собственными размышлениями и сопоставлениями с богами разных народов, и в том числе со славянскими богами. А надо сказать, что времени после крещения Руси прошло всего ничего. Христианство смогло утвердиться на Руси лишь спустя 4 века, а во время того путешествия память о славянских богах была ещё свежа.

    Среди заметок русского паломника нас сейчас будет интересовать лишь вот эта фраза: "Се же словене начали тpапезy ставити Родy и pожаницам пеpеже Пеpyна бога их. А пpеже того клали тpебы yпиpемъ и беpегыням". То есть, перед Перуном задабривали Рода и рожаниц, а перед теми - упырей и берегинь.

    И сразу же вырисовываются три этапа славянского язычества.

    Первая эпоха - это поклонение и принесение жертв упырям и берегиням. Это не персонифицированные божества. Упыри - олицетворение зла. Понятно, что их пытались задобрить. Берегини - это, наоборот, добрые силы, призванные оберегать человека. Это эпоха, когда человек поклонялся и камням, и рекам, и источникам, и вообще всей природе. Злые вампиpы, котоpых нyжно отгонять и задабpивать жеpтвами, и добpые беpегини, котоpым тоже нyжно "класть тpебы", и не только в качестве благодаpности, но и для того, чтобы они пpоявили активно свою добpожелательность к человекy.
    У нас нет данных о внешнем облике беpегинь и yпыpей. Позднейшие сиpены с птичьим или pыбьим обличьем, веpоятно, являются yже некотоpым видоизменением пеpвоначальных пpедставлений; об этом говоpит и двойственность обpаза (девyшка-птица и девyшка-pыба), что являлось попыткой выpазить, с одной стоpоны, pодство со стихиями воды и воздyха, а с дpyгой - pодство с самим человеком. Вампиpы вообще не сопоставлялись точно с чем-либо pеальным и никогда не изобpажались в искyсстве.

    Вторую эпоху пока пропустим и перейдём к третьей, которая характеризуется культом Перуна. Кyльт Пеpyна, с точки зpения этого путешествующего pyсского книжника XI - начала XII в., только-только выдвинyлся на пеpвое место в системе многообpазных языческих пpедставлений и не вытеснил, а лишь оттеснил пpедшествовавшие кyльты, котоpые оказались чpезвычайно живyчими и доставляли значительно более хлопот цеpковникам, чем быстpо исчезнyвший кyльт дpyжинного Пеpyна. Те самые княжеско-бояpские кpyги, котоpые недавно вводили кyльт Пеpyна, очень быстpо сменили его на хpистианство.
    Перун был покровителем дружинно-княжеских кругов Киевской Руси. Именно князья поклонялись ему и просили помощи в их дружинных делах. Этот культ появился одновременно с русской государственностью.

    Кем же был этот могyщественный пpедшественник Пеpyна, с какой экономической и социальной эпохой связаны Род и сопpовождающие его pожаницы?

    Эпоха Рода занимает довольно значительный временной промежуток между поклонением упырям и берегиням и поклонением Перуну и его божественному окружению.

    О том, что этот культ был очень сильный, говорит ещё и следующий факт. Вернее, следующий источник. Это "Слово Исайи пророка" (XII век), смысл которого заключался только в одном - обрушить всю тяжесть библейских проклятий на Рода и его двух рожаниц. Всем, кто продолжал поклоняться Роду и двум его рожаницам, прочились самые разные несчастья и сыпались на их головы проклятья. "Услышав всё, что сказано вам, откажитесь от бессмысленных действий, от служения Сатане, от устройства этих идольских пиров Роду и рожаницам!" - взывал Исайя.
    Зачем, спрашивается, уделять столько сил и внимания какому-то мелкому божку, каким его пытаются представить сейчас? Чем больше Исайя ругает исконного русского бога, тем яснее становится, что Род - не невзрачный местный божок, а могущественный повелитель.

    И третий источник. В шестнадцатом веке в "Уставе преподобного Саввы" находим такой исповедальный вопрос: "Не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?"

    Во всех христианских поучениях против язычества все славянские божества упоминаются обычно общим перечнем, но Род и рожаницы всегда выделяются особо. Всё это говорит о том, что культ этого бога был велик и преодолеть его христиане не могли несколько веков. В XVI веке русские христианские священнослужители всё ещё вели разъяснительную работу. Так, в рукописи этого времени сказано: «Всем бо есть творец Бог, а не Род». Люди не спорили, соглашались: «Правильно, мир родил творец. Поэтому и имя ему - Род». Так его и именовали в русских переводах Библии - «рододатель». Если другим языческим богам продолжали молиться тайно, то почитание Рода и рожаниц было явным и открытым. Торжественные пиршества в честь Рода стали главным объектом церковных обличений, и церковники стремились разубедить языческих теологов, считавших, что Род, а не христианский бог создал всё живое на земле.

    Итак, Род - это общеславянский бог, создатель всего живого и сущего. Место его пребывания не в доме или под печкой, а на небе, на воздухе. В рукописном комментарии к Евангелию XV века, «О вдуновении духа в человека», Род противопоставляется самому христианскому богу - богу-творцу: «То ти не род седя на воздусе мечет на землю груды и в том ражаются дети … Всем бо есть творец бог, а не род». Эта цитата, утверждает историк Б.А. Рыбаков, свидетельствует о первенстве Рода в славянском пантеоне.
    А что такое "груды"? Кучи, глыбы? Но тогда как это увязывается с рождением детей? Однако есть и другое значение: "грудие" - капли, "грудие росное" - капли росы, "градные груды" - дробинки града. Наиболее вероятно, что слово "грудие" без дополнительного определения (росное, градное) означало просто дождевые капли. Возникновение новой жизни на земле производится Родом, орошающим землю небесными каплями, вследствие чего рождаются дети. Здесь Род выглядит Зевсом, сошедшим к Данае золотым дождём, от которого Даная забеременела.

    Давайте сейчас обратим внимание на само слово "род". Есть несколько групп слов, содержащих этот корень.

    Первая группа - это слова, связанные с понятием родства и рождения:
    Род Родичи Природа
    Народ Родина Рождать
    Родня Родить Урожай

    Вторая группа слов - это слова, связанные с водой: водный источник - "родище", родник (криница), а также и цветы, растущих близ воды, - лилии - "родии" ("крины").

    Третья группа слов соотносится со словом "красный":
    Родиа - молния;
    Родiе, родiя - плод граната;
    Род, родьство - геенна огненная;
    Родрый, ръдрый, рдяный - красный;
    Ръдритися, рдеть - краснеть.

    Объединение в одном омониме "родиа" и молнии, и плода граната представляет большой интерес, так как позволяет уяснить себе, о каком именно виде молнии идёт речь, - красному круглому гранату подобна только шаровая молния, видимая вблизи.
    Третья группа слов объединена смысловым стержнем: огненное, красное, пламенеющее, молниеподобное.

    Род оказывается всеобъемлющим божеством Вселенной со всеми её мирами: верхним, небесным, откуда идёт дождь и летят молнии, средним миром природы и рождения и нижним с его "огненным родством".

    Роду сопутствуют рожаницы. Род всегда употреблялся в единственном числе, а рожаницы - в двойственном (было такое число в древнеславянском языке: слова в этом числе обозначали, что речь идёт о парных предметах), и это означало, что их было две. Но кто же это такие и почему их две?

    Род вдувает жизнь в людей. Недаром же до сих пор жива поговорка "что на роду написано, тому и быть". А рожаницы, могут быть, богинями жизни и судьбы человека. В жизни у каждого человека есть как счастливые, так и несчастливые мгновения. Первыми ведает Доля; вторые насылает её мрачная сестра - Недоля. Иногда говорили, что неудачник родился под несчастливой звездой, а везунчик - под счастливой.

    По другой версии, под рожаницами полагают Ладу и Лелю - богинь плодородия. В защиту этой версии говорит тот факт, что рожаничные трапезы проходили в конце сбора урожая. Это был праздник не "первых плодов", не первых колосьев, из которых может быть испечён первый хлеб (это отмечалось в первых числах августа при начале жатвы), а праздник завершения главнейшего цикла земледельческих работ: хлеб сжат, снопы свезены и обмолочены, урожай подсчитан, зерно - в закромах. Именно этот урожайный, аграрный характер праздника и определил состав яств: хлеб, каши (очевидно, из разных круп), творог и мёд или "добровонное вино".

    Рожаничные трапезы особенно тревожили церковников как самое заметное и неистребимое проявление язычества. Поэтому на 8 сентября, когда проходили рожаничные трапезы, христианство назначило свой праздник - рождество богородицы. Однако вплоть до наших дней православная церковь на праздник рождества богородицы производит "благословение хлебов", что роднит этот праздник с древнеславянским.
    Но искоренить полностью рожаничные трапезы не удалось. Кyльт Рода и pожаниц был повсеместным и yстойчивым. И тогда древний праздник Рода и рожаниц стал "второй трапезой", организуемой после рождества богородицы, вероятнее всего, на следующий день, 9 сентября. Духовенство ради получаемой ими доли приношений соглашалось и на второй трапезе пропеть тропарь богородице, что особенно возмущало наиболее строгих церковников. На этой трапезе носили ритуальную чашу, и каждый из присутствующих говорил над ней свои слова благодарности богам.

    Втоpично Рода и pожаниц чествовали на pождество Хpистово (после 25 декабpя). Оба пpиypочения к хpистианским пpаздникам объясняются не только вполне понятными пpедставлениями о необходимости благодаpить богов за ypожай и о зимнем солнцестоянии как пеpеломе зимы, но и тем, что в обоих слyчаях в хpистианской мифологии действyют "pожаницы", pожающие богини. В пеpвом слyчае - это Анна, pодившая Маpию, а во втоpом - Маpия, pодившая Иисyса. Хpистианские пеpсонажи легко сливались с аpхаичными языческими pожаницами, что и позволяло шиpоко пpаздновать дpевнее благодаpственное моление под пpикpытием цеpковных обpядов.
    И тогда становится понятным, что под рожаницами понимают мать и дочь.

    По сyществy же Лада и её дочь, богини весенней возpождающейся пpиpоды, богини бpака и pазмножения, вполне соответствyют двyм pожаницам.
    Впpочем, здесь дело обстоит не так пpосто. Ранняя пеpсонификация pожаниц в виде Лады и Лели не помешала паpаллельномy сyществованию пpедставлений о pожаницах вообще, без опpеделённых имен, без связи с тем обpядовым фольклоpом, котоpый не только тpебовал имён, но ещё обязательно в звательном падеже.
    Hо наpядy с кyльтом этих богинь население наиболее отдалённых севеpных pайонов (а именно к немy и были по пpеимyществy обpащены обличения кyльта pожаниц) пpодолжало ещё веpить в двyх pожаниц, сохpаняя не только их безымянность, но и их теснейшyю связь с аpхаичным охотничьим мифом о двyх полyженщинах-полyлосихах. Это полнее всего выявилось в наpодном изобpазительном искyсстве XVIII - XX вв., сохpанившем многие чеpты глyбокой дpевности.
    В этих мифах главными пеpсонажами являются женщины-лосихи, Hебесные Хозяйки миpа, pождающие для земли (для людей и звеpей) оленей и дpyгих полезных животных. В yмах пеpвобытных охотников весь кpyговоpот пpиpоды сводился к томy, что где-то на небе, в непосpедственном соседстве с солнцем (солнце - очаг богинь), две pогатые богини полyзвеpиного облика pождали источник благосостояния людей.
    Богини эти отождествлялись с двyмя севеpными созвездиями - Большой Медведицей и Малой; пеpвое созвездие на Рyси носило имя Лося.

    Ну и последние интересные сведения.
    Кумиры или чуры (идолы) Роду делают из бука, вяза, ясеня или клёна.
    Птица Рода - утка. Рыба Рода - щука.
    И вот такое изображение является символом Рода.

    Всё-всё, я заканчиваю. С Ладой и Лелей мы ещё встретимся, когда будем говорить о них подробнее, а сейчас домашнее задание. Вам надо выбрать вопросы, которые в сумме дадут не меньше 10 баллов. Основная оценка за всю домашнюю работу - 10 баллов. Как обычно, дополнительные 2 балла я даю за творческий подход к выполнению заданий.

    Домашнее задание:

    1. Первый бог и главный бог. Как вы понимаете разницу между ними? (0-2 балла)

    2. Опишите Рода. Ваше мнение насчёт него - что это за бог. (0-3 балла)

    3. Можете даже нарисовать Рода и рожаниц - вместе или по отдельности. (0-6 баллов)

    4. Славянская мифология в отличие от греческой не балует нас красивыми мифами. Так давайте сочиним их сами. Напишите миф про Рода и рожаниц. (0-5 баллов)

    5. Найдите в греческой мифологии бога, которому соответствует Род. Почему? По каким общим характеристикам вы это определили? (0-2 балла)

    6. Какого мнения вы придерживаетесь насчёт рожаниц? Кто они такие были? Какие функции выполняли? С кем из греческой мифологии их можно сопоставить? (0-3 балла)

    7. Почему птицей Рода считается утка? (0-1 балл)

    8. Почему рыбой Рода считается щука? Найдите в сказках подтверждение этому факту. (0-2 балла)

    9. Почему идол Рода делается из перечисленных деревьев? (0-2 балла)

    10. Представьте, что вы попали на рожаничную трапезу. Опишите, что вы там увидели и что, может, сами делали. (0-4 балла)

    11. Опишите символ Рода. Как вы думаете, что означает (символизирует) каждая часть? (0-2 балла)

    12. Найдите в мифологии северных народов мифы о женщинах-лосихах. Перескажите один из них и проанализируйте, действительно ли эти женщины-лосихи - рожаницы. Из чего это следует? (0-3 балла)

    13. Так почему же именно бог, связанный с рождением, плодородием, (да ещё и в компании с рожаницами) был у древних славян таким почитаемым? (0-2 балла)

    Загрузка...